Экс-акционеры ЮКОСа не смогли продать бренды Stolichnaya и Moskovskaya
Бывшие акционеры нефтяной компании ЮКОС не смогли продать на аукционе в Гааге права на 18 товарных знаков, среди которых бренды водки Stolichnaya и Moskovskaya, передает Bloomberg.
По данным агентства, аукцион привлек только две заявки, а самая высокая предложенная цена составила €200 тыс. Предложение было отвергнуто финансовым холдингом GML (холдинговая компания, отражающая интересы бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа).
Исполнительный директор GML Тим Осборн по итогам аукциона заявил, что, несмотря на неудачу, холдинг «сохраняет оптимизм». «Мы здесь не для того, чтобы просто выбрасывать активы. Мы рассчитываем собрать $57–58 млрд», — сказал он.
Права на использование брендов Stolichnaya и Moskovskaya в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге нидерландский суд окончательно закрепил за Россией в январе 2020 года. Тем самым был завершен 15-летний спор за эти бренды в странах Бенилюкс между Россией и бизнесменом Юрием Шефлером, владельцем SPI Group. Россия утверждала, что в 1990-х эти марки были незаконно приватизированы. В конце 1990-х Шефлер заплатил за 43 известных бренда, включая Stolichnaya и Moskovskaya, $300 тыс.
В 2001 году Счетная палата оценила, ссылаясь на экспертов, стоимость марок на момент их покупки не менее чем в $400 млн. В 2006 году эксперты оценивали бренд Stolichnaya в $2 млрд, а глава Pernod Ricard позднее подтверждал, что $3 млрд за марку Stolichnaya (сделка не состоялась) — это «не совсем неверно». При этом речь шла о глобальной стоимости марок — не только об оценке в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
Право России на бренды Верховный суд утвердил в 2001 году. В 2002 году был создан «Союзплодоимпорт», который и занялся судебным разбирательством с SPI Group в других странах. Cпор за права на водочные марки также продолжается в судах Австралии, США и Австрии.
В мае 2020 года экс-акционеры ЮКОСа добились ареста в Нидерландах 18 брендов российской водки, среди которых Stolichnaya и Moskovskaya.
Судебное разбирательство бывших акционеров ЮКОСа и России тянется с начала 2000-х годов. В 2014 году Международный третейский суд заключил, что Россия фактически экспроприировала нефтяную компанию у законных владельцев. Истцы сообщили, что государству было выгодно банкротство ЮКОСа, так как основной актив компании перешел под его контроль. Суд обязал Россию выплатить бывшим акционерам более $50 млрд вместе с процентами.
В свою очередь российская сторона утверждала, что в ходе арбитража в 2005–2014 годах истцы намеренно скрыли от третейского суда важную информацию о методах присвоения контроля над ЮКОСом в 1990-х годах. По ее мнению, приватизация нефтяной компании проходила с нарушениями закона. Решение третейского суда было обжаловано, в ноябре 2021 года Верховный суд Нидерландов отменил его.
Тем не менее в феврале 2020 года Апелляционный суд Гааги восстановил компании Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum в правах на получение от России $50 млрд за «экспроприацию» ЮКОСа. С учетом накопившихся процентов объем претензий бывших акционеров компании к российским властям достиг $57 млрд. Бывший топ-менеджер ЮКОСа и основной бенефициар Group Menatep Limited Леонид Невзлин заявлял РБК, что признанные потерпевшими от действий российских властей будут «использовать все доступные юрисдикции для признания этого решения, чтобы арестовать и взыскать средства и имущество Российской Федерации за рубежом».