Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как реновация повлияет на экологическое состояние Москвы РБК и ДПиООС, 14:54 Саркисян попросил Путина помочь с возвращением пленных из Азербайджана Политика, 14:41 «Нужно покупать без сомнения». Что делать с криптовалютами прямо сейчас Крипто, 14:39 Bloomberg предсказал приход «стадии Златовласки» на развивающихся рынках Инвестиции, 14:38 Аксенов назвал критической ситуацию с водоснабжением Симферополя Политика, 14:34 В Hyundai рассказали о трех новых моделях для России в 2021 году Авто, 14:33 Тренер назвал срок карантина биатлониста Гараничева из-за COVID-19 Спорт, 14:30 Опыт пандемии: положение компаний с оборотом от 3 до 100 млрд руб. РБК и SAP, 14:25 Instagram обошел «ВКонтакте» по числу активных авторов в России Технологии и медиа, 14:12 СМИ сообщили о самоубийстве сотрудника ФСО на территории Кремля Общество, 14:11 Новая Mazda2 для Европы станет перелицованным гибридом Toyota Yaris Авто, 14:06 Песков назвал выбор пресс-секретаря Белого дома делом президента США Политика, 14:05 Marvel почтила память исполнителя роли Черной Пантеры Стиль, 14:01 В ГИБДД назвали 7 самых популярных нарушений среди московских водителей Авто, 14:01
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Бизнес ,  
0 

Часть независимых АЗС Дальнего Востока перестали продавать АИ-95 и АИ-98

Почему заправщикам в Приморье стало невыгодно продавать бензин
На некоторых заправках Приморского края исчез бензин — АИ-95 и АИ-98. Цены на оптовом рынке превысили розничные и торговля топливом для заправщиков стала убыточной, утверждают владельцы АЗС
«Роснефть» ROSN ₽369 +1,24% Купить
Фото:Игорь Онучин / ТАСС
Фото: Игорь Онучин / ТАСС

Независимые АЗС Приморского края перестали продавать бензины АИ-95 и АИ-98, рассказал РБК Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза (объединяет девять компаний, которым принадлежит 70 АЗС). Например, по его словам, с июля входящая в союз сеть «Октант», совладельцем которой является Чирсков, перестала продавать АИ-98 на всех своих девяти заправках. Нет АИ-95 и АИ-98, по информации собеседника РБК, и на половине заправок сети «Бензо» (в союз не входит, владеет 31 АЗС).

«Перебои с поставками нефтепродуктов носят системный характер по всему краю. Мы подтверждаем факт частичного ограничения реализации ГСМ (горюче-смазочных материалов. — РБК) в адрес физических лиц», — сказала РБК коммерческий директор сети «Бензо» Анна Моисеенко.

Почему на приморских АЗС пропал бензин

Единственный НПЗ на Дальнем Востоке, который продает бензин на бирже, — Комсомольский НПЗ «Роснефти» (владеет 30 АЗС в Приморье). В регионе есть и другой крупный завод — Хабаровский НПЗ, принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но последний редко продает дизель мелким оптом: основную часть топлива завод поставляет на собственные заправки (владеет сетью из 270 АЗС в нескольких регионах Дальнего Востока, из них в Приморье — 92). По данным Приморского топливного союза, в регионе работает 335 заправок, большая часть (214) — у независимых сетей.

С конца июня оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», утверждает Чирсков. По его данным, на 31 июля в Приморском крае розничные цены обеих компаний на АИ-95 были на 8% (почти 4 руб. на литр) ниже оптовых цен Комсомольского НПЗ, а на АИ-98 — почти на 6% (3 руб. на литр). Владельцам независимых АЗС невыгодно покупать топливо на оптовом рынке для продажи, объясняет Чирсков.

Из-за чего выросли оптовые цены

Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже, считает глава Приморского топливного союза. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 т АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина. «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, утверждает Чирсков.

В «Роснефти» заявление главы союза опровергают. «Заявления Приморского топливного союза о занижении «Роснефтью» продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности. Заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. Представитель «Роснефти» также уточнил, что заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети «Октант» в июле не поступали.

По данным «Роснефти», ежедневно Комсомольский завод продает на бирже 1,2 тыс. т различных видов бензина и дизеля, «что соответствует производственным возможностям предприятия». Из них компания действительно продает 120 т АИ-95 и АИ-98 в сутки, добавил ее представитель.

Представитель «Роснефти» указал, что в первую очередь топливом обеспечиваются ее собственные АЗС, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.

В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В июле прошлого года Комсомольский НПЗ продавал на оптовом рынке 3,3 тыс. т АИ-95 в месяц, а в этом году — 2,76 тыс. т, объясняет он. С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 руб. за тонну, то есть стала на 26% выше прошлогоднего уровня (50 618 руб. за тонну).

Из-за пандемии заводы сократили производство, но когда спрос начал расти, так и не восстановили его до необходимого уровня, что и привело к росту оптовых и мелкооптовых цен, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

По словам Аркуши, такая ситуация сложилась по всей стране: оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, указывает он. На Дальнем Востоке ситуация еще сложнее, с учетом того что на бирже бензин продает только Комсомольский завод, а везти топливо с других НПЗ в этот регион слишком дорого из-за высоких железнодорожных тарифов, добавляет глава РТС.

Бюджет впервые заработал на механизме сдерживания цен на бензин и дизель
Экономика
Фото:Владимир Смирнов / ТАСС

Вырастут ли цены на заправках

Независимые АЗС уже продают АИ-95 на 3 руб. дороже, чем «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (49 против 46 руб. за литр). Но если оптовые цены продолжат расти, в сентябре цены на заправках могут увеличиться до 55–57 руб. за литр, предупреждает Чирсков.

Владельцы независимых АЗС построили нефтебазы и АЗС (одна заправка — 70–100 млн руб., нефтебаза — от 300 до 500 млн руб.), купили бензовозы, но периодически вынуждены работать с отрицательной маржой, констатирует собеседник РБК. В результате, по его словам, например, в Хабаровском крае до 2018 года было около 20–25 владельцев заправок, но за последние два года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства, на рынке осталось три-четыре независимых компании.

Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить производство, но ответственности за невыполнение рекомендаций не предусмотрено, говорит Аркуша. Топливные проблемы Дальнего Востока можно решить за счет снижения тарифов на железнодорожный транспорт: еще в начале года вице-премьер Юрий Борисов поручил к маю их значительно сократить, напоминает он. Но, по словам Аркуши, это поручение не выполнено до сих пор.

РБК направил запрос представителю Борисова.

Владельцы независимых АЗС попросили ограничить рост оптовых цен на бензин
Бизнес
Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

Ситуация на Дальнем Востоке регулярно обсуждается в ФАС и Минэнерго, рассказывает один из участников рынка. «Необходим более детальный контроль со стороны регулирующих инстанций над диспаритетом розничных и оптовых цен крупнейших нефтяных компаний, а также контроль над биржевыми ценами и объемом биржевого ресурса, что позволит независимым участникам устанавливать на АЗС конкурентоспособную цену с оптимальной маржинальностью», — считает Моисеенко из «Бензо». По мнению Турукалова, в решении проблемы могло бы помочь ограничение для «Роснефти» экспорта прямогонного бензина и компонентов бензина, а также увеличение выпуска товарного бензина и его поставок на внутренний рынок. «Компания поставляет на биржу самые большие объемы моторного топлива для развития рыночного индикатива», — парирует представитель «Роснефти».

Представитель Минэнерго отказался от комментариев, представитель ФАС не ответил на запрос РБК.

Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"