Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Суд занял сторону ЛУКОЙЛа в споре с «Роснефтью» о цене перевалки нефти

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Спор между компаниями тормозит развитие крупного нефтяного месторождения
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Арбитражный суд Москвы признал недействительным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в отношении стоимости перевалки нефти на Варандейском терминале ЛУКОЙЛа, сообщило агентство «РИА Новости» и подтвердил источник, близкий к участникам процесса.

Ранее ФАС признала Варандейский терминал нарушителем закона о защите конкуренции. Антимонопольное дело было возбуждено по заявлениям компаний «Башнефть» и «Башнефть-Полюс» (дочерние структуры «Роснефти»).

Представитель ФАС заявил РБК, что ведомство оспорит решение суда в апелляции. Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев назвал его безумным, но добавил, что компания будет уважать его, как любое законное решение российского суда. «Мы продолжаем работать с ЛУКОЙЛом, вендетты не будет», — добавил он. Он отказался комментировать, возможно ли мировое соглашение между компаниями до апелляции по спору ЛУКОЙЛа и ФАС. «Компания не согласна с вынесенным судом решением. После изготовления судебного акта в полном объеме будет проведен его анализ и подана апелляционная жалоба в установленном законом порядке», — сообщили РБК в «Роснефти».

Представитель ЛУКОЙЛа не ответил на запрос РБК.

Причина спора

Варандей — единственно возможный пункт отгрузки нефти с месторождений им. Требса и Титова с запасами около 140 млн т (данные на конец 2015 года). Эти месторождения находятся слишком далеко от магистрального трубопровода «Транснефти» и не подключены к трубе. Ставка на перевалку нефти на «Варандее» ($38 за т) почти в 20 раз выше среднерыночной ($2–3 за т), но это может быть оправдано конструкцией терминала. Варандейский отгрузочный причал стоимостью $1,1 млрд, построенный ЛУКОЙЛом, стоит во льдах в 21 км от берега: прибрежная зона оказалась слишком мелководной для танкеров. Этот причал работает круглогодично.

«Роснефть» и ЛУКОЙЛ спорят о ставке перевалки через терминал «Варандей» практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» — с начала 2017 года. Тогда «Роснефть» стала партнером ЛУКОЙЛа в СП «Башнефть-Полюс», которое разрабатывает месторождения Требса и Титова на севере Ненецкого автономного округа. «Башнефти» в СП принадлежит 74,9% акций, а ЛУКОЙЛу — 25,1%. Стоимость отгрузки на этом терминале крайне важна для «Роснефти», так как «Башнефть-Полюс» продает всю нефть трейдеру Litasco («дочка» ЛУКОЙЛа) по цене, из которой вычитается ставка на перевалку, объясняли РБК два источника, близкие к акционерам СП.

Какими могут быть последствия спора компаний

Аналитик Raiffasenbank Андрей Полищук назвал позитивной новость о решении суда в пользу ЛУКОЙЛа, сославшись на особенности расположения терминала. «Варандей — это частный арктический терминал. Ему нет аналогов по расположению и затратам на обустройство и эксплуатацию. Очень трудно доказать, что он завышал тариф на перевалку нефти, потому что только собственник и инвестор может определить его коммерчески обоснованный размер», — пояснил он. Поэтому, по мнению аналитика, тарифы через Варандей неправильно сравнивать со стоимостью перевозки нефти в таких портах, как Новороссийск или Приморск.

Однако, Полищук прогнозирует, что «Роснефть» не смирится с таким решением суда и спор между компаниями будет тянуться еще долго. А пока он длится, развитие (включая возможность роста добычи нефти) месторождений Требса и Титова, совместного проекта «Башнефти» и ЛУКОЙЛа, будет заморожено, а объем перевалки нефти через Варандей минимизирован. При этом аналитик признает, что альтернативных маршрутов транспортировки нефти с месторождения за ближайшие месяцы сторонам найти не удастся.

ФАС заняла сторону «Роснефти» в споре с ЛУКОЙЛом
Бизнес
Отгрузочный терминал компании «Лукойл» в поселке Варандей ​

Поскольку суд шел в закрытом режиме и основания для отмены судом решения ФАС пока неизвестны, пытаться предсказать итоги апелляции сложно, отметил директор Фонда развития права и медиации ТЭКа Александр Пахомов. Но, по его мнению, все три стороны (ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и ФАС) будут стоят до конца, и спор вполне может дойти до президиума Высшего суда. А участие в нем ФАС даже добавляет сложности достижению компромисса между ЛУЙКОЛом и «Роснефтью», так как регулятор вряд ли откажется от дальнейших попыток подтвердить законность собственного ранее вынесенного решения.

Ставка на перевалку на «Варандее» составляет фиксированные $38 за тонну, а «Роснефть» настаивала на $12–13 за тонну, рассказывали источники РБК, близкие к обеим компаниям. Если ФАС признала эту цену справедливой, переплата c начала добычи на Требса и Титова в 2013 году могла составить $200 млн, ранее оценивал аналитик АКРА Василий Танурков.

Зачем «Роснефть» вовлекла в спор ФАС

Осенью 2018 года «Башнефть» и «Башнефть-Полюс» попросили ФАС проверить экономическую обоснованность тарифа на перевалку нефти через Варандей. «Такие действия направлены на защиту интересов всех акционеров «Башнефть-Полюса», в том числе и самого ЛУКОЙЛа», — указывал в сентябре представитель «Роснефти». Именно «Башнефть-Полюс» должна являться центром прибыли для участников этого СП, говорил он.

Алекперов заявил о готовности «идти до победного» в споре с «Роснефтью»
Бизнес
Вагит Алекперов

ФАС в середине марта встала на сторону «Роснефти» и выдала ЛУКОЙЛу предписание о нарушении антимонопольного законодательства при перевалке нефти «Башнефть-Полюса» через терминал в Варандее с обязательством привести тарифы в соответствие с законом «О защите конкуренции», рассказывали РБК в марте два источника, близкие к участникам СП «Башнефть-Полюс». Представитель «Роснефти» отмечал 14 марта, что ФАС признала факт злоупотребления ЛУКОЙЛом своим доминирующим положением в порту Варандей.

Варандейский терминал обратился в арбитражный суд 10 апреля с просьбой принять обеспечительные меры и приостановить действие предписания ФАС о стоимости перевалки нефти с месторождений им. Требса и Титова в Арктике. Однако суд отказался удовлетворить просьбу компании.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Бастрыкин запросил доклад по делу о заражении чесоткой в БурятииОбщество, 04:01
FT рассказала о самолетах с наличными Асада, которые улетали в МосквуПолитика, 03:55
Турция отправила специалистов для спасения заключенных в тюрьме в СирииПолитика, 03:34
Bloomberg рассказал о приближении экономики Германии к «точке невозврата»Экономика, 03:14
Дипломат назвала число ликвидированных в зоне военной операции наемниковПолитика, 03:07
Tasnim сообщил об ударах Израиля в Латакии и ТартусеПолитика, 02:53
Маск предсказал проблемы для США из-за дефицита бюджета страныПолитика, 02:42
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
СДПГ не внесла в предвыборную программу поставки Киеву ракет TAURUSПолитика, 02:15
Созданная Зеленским студия «Квартал 95» показала карту Украины без КрымаПолитика, 01:50
В МИД Ирана назвали способ законно казнить руководство ИзраиляПолитика, 01:43
Новые власти Сирии заявили о необходимости отменить призыв в армиюПолитика, 01:23
Израиль закроет посольство в Ирландии из-за «антиизраильской политики»Политика, 01:21
Лидер АдГ призвал задуматься о пользе НАТО для ГерманииПолитика, 00:57