Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 
Эксклюзив

Турция заявила о рисках обслуживания лайнеров «Аэрофлота» и Абрамовича

Havaş предупредила о рисках обслуживания российских самолетов в аэропортах Турции
Компания Havaş, обслуживающая самолеты в аэропортах Турции, предупредила, что может прекратить принимать более 170 Boeing российских авиакомпаний из-за санкций США. Но перевозчики могут воспользоваться услугами ее конкурентов
«Аэрофлот» AFLT ₽28,01 +0,04% Купить
«Аэрофлот» RU000A103943 ₽960,2 -0,07% Купить
Авиакомпания «ЮТэйр» UTAR ₽8,15 +0,99% Купить
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Крупнейший в Турции провайдер услуг наземного обслуживания в аэропортах Havaş предупредил о рисках с обслуживанием импортных самолетов, находящихся в парках у авиакомпаний из России, Белоруссии, Ирана и бизнесмена Романа Абрамовича. Об этом говорится в письме главы Havaş Мете Эрны, отправленном контрагентам 31 января. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили три источника в российских авиакомпаниях и один собеседник, близкий к авиавластям.

Havaş принадлежит ведущему оператору турецких аэропортов — компании TAV Airports (работает в 90 аэропортах в 29 странах) — и обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др.

В списке, прикрепленном к письму Эрны, говорится, что в обслуживании может быть отказано преимущественно самолетам американского производства Boeing, а также нескольким лайнерам европейской Airbus. Всего в списке более 170 самолетов российских авиакомпаний, семь белорусских и четыре иранских. Крупнейший эксплуатант этих самолетов — «Аэрофлот», в перечне также есть лайнеры грузовой авиакомпании AirBridgeCargo, Azur Air, I Fly, Pegas Fly, «Победы», «России», S7, Utair, «Уральских авиалиний», Red Wings, Nordwind и «Ямал», а также белорусской «Белавиа» и иранских Iran Air и Mahan Airlines. В письме Havaş также упоминаются бизнес-джеты Boeing 787 Dreamliner и Gulfstream G650, по версии компании, принадлежащие Роману Абрамовичу (но представитель бизнесмена заявил РБК, что у бизнесмена Абрамовича нет самолетов в Турции, отказавшись от дальнейших комментариев).

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Росавиации, TAV Airports, Havaş и перечисленных перевозчиков.

Почему Havaş предупредил о рисках

В списке Havaş перечислены самолеты, которые попали под ограничения Минторга США, введенные еще весной 2022 года в ответ на начало военной спецоперации России на Украине. Сейчас провайдер изучает юридические аспекты ситуации и просит авиакомпании предоставить списки самолетов, в производстве которых использовано не более 25% американских деталей и технологий, следует из письма.

«Предоставление услуг по обслуживанию самолетов, направляющихся в Россию и Белоруссию и собранных более чем на 25% с применением технологий американского происхождения, является нарушением норм экспортного регулирования (Export Administration Regulations, EAR) США, если такой самолет эксплуатируется авиакомпанией, против которой выпущен [в США] приказ о временном отказе в обслуживании (Temporary Denial Orders, TDO)», — пишет Эрна.

Он поясняет, что компания получила «информацию о предупредительных письмах, направленных представителям турецкой авиационной промышленности Министерством торговли США, в которых говорится о принятии по ряду авиакомпаний решений о временном отказе в обслуживании в связи с «продолжающимися нарушениями EAR».

Havaş начала комплексную проверку, чтобы оценить риски для ее бизнеса и заинтересованных сторон. «В результате этого мы можем оказаться не в состоянии обслуживать некоторые или все ваши рейсы. В связи с указанными причинами мы просим сообщить перечень самолетов, эксплуатируемых авиакомпанией, которые созданы с применением менее чем 25% технологий американского происхождения. <…> Это единственные самолеты, которые нам будет разрешено обслуживать при условии, что при этом не используются технологии американского происхождения», — отмечается в письме.

WSJ узнала о давлении США на Турцию для запрета полетов Boeing из России
Политика
Фото:Александр Авилов / АГН «Москва»

Газета Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники сообщала 26 января, что Вашингтон пытается надавить на Анкару с тем, чтобы прекратить полеты в Турцию и из нее самолетов американского производства, которые принадлежат в том числе иностранным лизинговым компаниям, но эксплуатируются российскими перевозчиками и были перерегистрированы в России в прошлом году. По данным издания, в декабре 2022 года высокопоставленные американские чиновники предупредили о последствиях, если турецкие структуры будут предоставлять услуги таким российским и белорусским перевозчикам: например, по заправке самолетов и замене запасных частей. Среди возможных санкций названы штрафы, потеря экспортных привилегий, тюремное заключение и прочие меры.

WSJ указывает, что данную информацию турецкой стороне передала посетившая Анкару помощник министра торговли США Тея Розман Кендлер. «Технически эти самолеты украдены», — говорил газете Йорук Исик, глава Bosphorus Observer — стамбульской консалтинговой компании, занимающейся мониторингом воздушной и морской активности.

По данным авиационно-аналитической компании Cirium, с 1 октября 2022 года до конца января 2023 года авиакомпании из России и Белоруссии выполнили более 2,1 тыс. рейсов в Турцию на американских Boeing. Среди российских авиаперевозчиков рейсы туда совершают «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», Red Wings и др. Из России также летают турецкие Pegasus и Turkish Airlines.

Как на это реагируют российские авиакомпании

В течение двух недель Havaş будет обсуждать с российскими перевозчиками пути решения проблемы, говорит источник в одной из авиакомпаний из списка, приложенного к письму Мете Эрны. «По сути, Havaş просит российские компании придумать способ решения проблемы, так как в Турции, помимо нее, работают четыре альтернативные хендлинговые компании, — рассказывает он. — В случае если Havaş перестанет обслуживать самолеты российских перевозчиков, то они перейдут на обслуживание к другим компаниям».

Нет сомнений в том, что у российских авиакомпаний останутся рейсы в Турцию и на пассажирах это не отразится, подчеркивает собеседник РБК. «Запрета на полеты в Турцию нет, в этой стране есть альтернативные провайдеры услуг наземного обслуживания, поэтому проблем с выполнением рейсов возникнуть не должно», — подтверждает источник в другой авиакомпании, летающей в Турцию.

Глава Росавиации ответил на угрозу ЕС уничтожить авиацию в России
Бизнес
Александр Нерадько

Прекратить международное сотрудничество из-за решения ряда государств, которые ввели санкции против российского воздушного транспорта, невозможно, так как авиация — «это глобальная система экономических взаимоотношений», заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько в интервью РБК, которое было опубликовано 1 февраля. По его словам, взаимодействие с авиавластями дружественных государств, с международными организациями, работающими в области гражданской авиации, продолжается. Ближайшими партнерами глава ведомства считает страны, не прекратившие прямые полеты в Россию, то есть к ним относится и Турция.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 24 мая, 17:19
Увидит ли Россия нового чемпиона. Что важно знать о финальном туре РПЛ Спорт, 00:01
Минэк проведет эксперимент по дистанционному наблюдению за беременными Технологии и медиа, 00:00
Генсек НАТО призвал разрешить Украине бить по России западным оружием Политика, 00:00
Власти прокомментировали задержание вице-губернатора Краснодарского края Политика, 24 мая, 23:52
Захарова назвала саммит по миру на Украине «очередным надуваловом» Политика, 24 мая, 23:39
Зеленский сообщил о получении «столь необходимых» дальнобойных ракет Политика, 24 мая, 23:20
На Запорожской АЭС не увидели рисков из-за сброса воды с ДнепроГЭС Политика, 24 мая, 23:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Ъ» узнал о погибшем генерале в деле экс-командующего Попова Общество, 24 мая, 23:14
Голикова обсудила с профсоюзами введение дифференцированной шкалы НДФЛ Экономика, 24 мая, 23:09
Германия передала Украине еще одну систему ПВО IRIS-T Политика, 24 мая, 23:08
Минюст начнет публиковать адреса сайтов иноагентов Политика, 24 мая, 23:03
В Москве задержали водителя грузовика, сбившего 8-летнего мальчика Общество, 24 мая, 22:48
ВОЗ заявила о падении продолжительности жизни на 1,8 года из-за COVID-19 Общество, 24 мая, 22:44
Сальдо сообщил о массовом сбросе воды с ДнепроГЭС Политика, 24 мая, 22:26