Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:38 МСК
Чемезов доложил Путину о решении продать 26% «Калашникова» Бизнес, 23:07 Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 57,11 Продажа 57,05 EUR НАЛ. 62,00 62,05 На Шпицбергене девять россиян на снегоходах провалились под лед Общество, 22:55 Белый дом прокомментировал расследование в отношении экс-советника Трампа Политика, 22:25 США призвали Совбез ООН оказать «все виды давления» на Россию из-за Сирии Политика, 22:11 Оппозиция проведет митинг «против произвола» 6 мая Политика, 22:07 Минюст не нашел в России филиалов британской «Открытой России» Общество, 22:04 Сборная России проиграла первый матч на Чешских хоккейных играх Спорт, 22:02 Чемпионат Англии. «Манчестер Сити» — «Манчестер Юнайтед». Онлайн Спорт, 22:00 В Турции утвердили итоги конституционного референдума Политика, 21:59 В Македонии протестующие проникли в здание парламента Политика, 21:40 СБУ потребовала отказаться от возврата улицам в Одессе советских названий Общество, 21:13 Регионы обогнали Москву по темпам роста онлайн-продаж Бизнес, 21:03 Неизвестные ограбили парижскую квартиру премьера Франции Общество, 20:49 Израиль сбил прилетевший со стороны Сирии беспилотник Политика, 20:40 Производитель ракет «Томагавк» отчитался о росте продаж Бизнес, 20:34 СБУ предупредила о скрытой слежке спецслужб России через программы «1C» Политика, 20:11 «Ростех» пообещал не использовать заключенных на секретном производстве Технологии и медиа, 20:03 Acer назвал российскую цену на шлем виртуальной реальности Технологии и медиа, 20:01 Навальному после нападения диагностировали химический ожог глаза Общество, 20:00 В Подмосковье загорелся склад с активными веществами для удобрений Общество, 19:58 Падалка обвинил главу Центра подготовки космонавтов в «дезертирстве» Общество, 19:56 В «Открытой России» заявили об изъятии 100 тыс. листовок при обыске Политика, 19:47 В первом квартале года АвтоВАЗ сократил операционный убыток на 84% Бизнес, 19:28 Минобороны назвало сроки серийного выпуска бомбардировщика на смену Ту-95 Технологии и медиа, 19:25 Сын Чайки рассказал о своем грибном бизнесе Общество, 19:13 Минфин усложнил условия для бюджетной помощи регионам Экономика, 19:07 Путин одобрил выплату госкомпаниями дивидендов в 50% от прибыли Экономика, 18:59
28 янв 2016, 17:24
Екатерина Бурлакова
В России выросли продажи «борщевого набора»
Фото: Lori
Из-за кризиса в 2015 году выросли продажи овощей из «борщевого набора» — картофеля, свеклы, капусты, моркови, следует из данных исследовательской компании GfK. Это значит, что россияне стали чаще готовить дома

Полюбили макароны

В России просело потребление многих продуктовых групп, в частности морепродуктов (на 24,9% год к году в натуральном выражении), рыбы (на 13%), говядины (на 12,1%), мясных деликатесов (на 8,2%), следует из данных исследования международной компании GfK, предоставленных РБК. Исследование охватывает период с сентября 2014-го по август 2015 года. Оно основано на данных потребления 10 тыс. домохозяйств в сельской и городской местности России, в каждом из которых установлен прибор, читающий штрих-коды. Приходя домой с покупками, участники исследования сканируют штрих-коды всех купленных товаров.

Есть и продукты, которые, напротив, в кризисное время стали покупать больше. Самой быстрорастущей категорией стала бакалея. По данным GfK, продажи этой категории по отношению к аналогичному предыдущему периоду выросли на 5,1% в натуральном выражении и на 24,1% в денежном. Рост продаж бакалеи означает, что люди в кризис из-за снижения покупательной способности стали больше готовить дома и делать заготовки в целях экономии, комментируют аналитики GfK.

В бакалейной группе самыми быстрорастущими товарами стали мука (ее продажи в натуральном выражении год к году выросли на 13,5%), сухие приправы (7,9%), макароны (6,9%), сахар (4,7%). Рост продаж бакалейной группы РБК подтвердили и аналитики исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, он составил 7% в натуральном выражении. «Потребление дорогих продуктов в кризис сокращается, поскольку часть населения старается минимизировать свои расходы, но растет потребление относительно дешевых и питательных продуктов, — объясняет аналитик исследовательской компании BusinesStat Ольга Шипилова. — Также больше людей начинают готовить дома: несмотря на рост цен на продукты, приготовленная дома еда обойдется дешевле, чем в кафе и ресторанах».​

2015 год в цифрах

На 8% снизился оборот розничной торговли в 2015 году по сравнению с 2014-м

16% россиян заявили, что им сократили заработанную плату, а 12% — что ее начали задерживать

43% россиян регулярно следят за изменением курса рубля

76% своего месячного дохода тратит средний россиянин

3–4 года, по мнению большинства россиян, продлится нынешний кризис

Только 20% в 2015 году заявили, что не собираются отказываться от запланированных покупок. В 2014 году таких было 49%

23% россиян отметили отсутствие отдельных привычных товаров на полках магазинов в 2015 году

На 23% увеличился оборот в магазинах-дискаунтерах в стоимостном выражении в 2015 году по сравнению с 2014 годом

37% россиян озабочены ростом цен, 24% — экономической нестабильностью. В то же время коррупцией обеспокоены только 4% населения, преступностью — 1%, проблемами политики и власти — 1%

Источник: GfK

Представитель «Дикси» Екатерина Куманина подтверждает, что сеть отмечает «желание покупателей больше готовить дома, а также делать традиционные заготовки». «Например, осенью прошлого года существенно вырос спрос на банки для консервирования и ингредиенты для засолки и варки варенья», — говорит она.

Онлайн-опрос международной исследовательской компании Nielsen, в котором в ноябре 2015 года приняли участие 9,7 тыс. респондентов из 32 стран Европы, в том числе из России, показал, что россияне еще и любят готовить. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» 20% россиян ответили, что им нравится готовить (против 18% среди всех европейцев). Основатель компании Elementaree (доставляет на дом свежие продукты с инструкциями по их приготовлению) Ольга Зиновьева тогда объяснила это РБК и кризисом. «Сейчас в интернете появляется все больше кулинарных видеокурсов, кулинарные передачи по телевидению становятся более востребованными, — рассказывала Зиновьева. — Доходы населения падают, поэтому люди отказываются от ресторанов и начинают готовить дома. У нас в стране невысокий доход на душу населения, поэтому не все могут найти хобби, которое не требует больших материальных вложений. Приготовление пищи — самый простой выход».

Экономия на ресторанах

Общепиты недосчитались гостей

Как отмечается в исследовании Nielsen, проведенном в сентябре 2015 года среди тысячи жителей российских городов-миллионников, 47% граждан стали экономить на походах в кафе и рестораны. К примеру, количество людей, посещающих японские рестораны хотя бы раз в месяц, снизилось с 36% в 2014 году до 27% в 2015-м, итальянские — с 32 до 25%, кофейни — с 63 до 53%.

Кроме того, 49% опрошенных сообщили, что с начала года ни разу не были в барах (в прошлом году таких было 28%), ночные клубы не посещали 62% (годом ранее — 45%), а в пабы не ходили 46% (в прошлом году — 32%).

Цены выше — фастфуд ближе

Отказ от посещения развлекательных заведений и предприятий общепита сами респонденты объяснили сокращением доходов и выросшими ценами на блюда и алкогольные напитки. К примеру, самый значительный рост цен, по мнению россиян, произошел в барах и пабах, приемлемыми цены остались на фастфуд, а также в столовых и закусочных.

Экономим на десертах и вине

При посещении общепита, как отмечается в исследовании, россияне стали экономить на десертах, а при покупке напитков в ресторанах — на вине. Если в декабре 2014 года в итальянских ресторанах заказывали сладкое 24% посетителей, то в сентябре 2015-го таких было всего 15%; вино выбирали (в декабре 2014 года) 22% посетителей, в сентябре 2015-го — только 15%. Однако, как отмечается в исследовании, доля гостей, выбирающих минеральную воду и горячие напитки (чай, кофе) немного выросла. Что касается баров, то на стабильном уровне потребления среди напитков осталось пиво.

Борщ экономкласса

Другой заметной тенденцией, отмеченной аналитиками GfK, стал резкий рост потребления в 2015 году так называемого «борщевого набора» из недорогих овощей. В категории овощей, по данным GfK, по итогам года с августа 2014-го по август 2015-го больше всего выросло потребление капусты (рост на 10% в натуральном выражении), свеклы (8,9%) и картофеля (6,1%), следует из данных GfK. Аналогичный тренд показало и исследование «Ромира» по итогам 2015 года. Основатель и президент группы «Белая Дача» (производитель упакованных овощей и салатов) Виктор Семенов подтвердил РБК рост спроса на продукты, из которых можно готовить дома. «Спрос сместился в сторону более дешевой продукции, у нас больше стали покупать недорогой салат айсберг, винегреты, свекольные спагетти. Сейчас мы стали готовить китайскую капусту, чего раньше не делали», — отметил Семенов.

Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group рассказал РБК, что доля капусты в объемах продаж категории «фрукты-овощи» увеличилась с 7,74% в 2014 году до 10,1% в 2015-м, доля картофеля выросла с 38,7 до 39,9%, и только доля свеклы существенно не изменилась.

Цены на овощи из «борщевого набора» в 2015 году снизились, об этом свидетельствуют данные Росстата. Судя по ценам расширенной корзины Росстата по итогам декабря 2015 года, в России в прошлом году вообще подешевело всего шесть продуктов: картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, свекла и мясо кур. Больше всего — на 25,3%, до 19,91 руб. за килограмм — упала цена на картофель. Гендиректор FruitNews Ирина Козий раньше объясняла это РБК хорошим урожаем. Так, по данным Минсельхоза, в прошлом году в России собраны рекордные за последние годы урожаи картофеля — 33,6 млн т картофеля (на 15,9% больше среднего показателя за предыдущие пять лет) и овощей — 16,1 млн т (на 12,3% больше, чем за предыдущие пять лет).

При участии Анны Левинской