Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Россияне в кризис перешли со свинины и говядины на индейку

Из-за девальвации рубля и падения доходов россиян падают импорт мяса и его потребление. Но менее традиционным для России категориям мяса кризис сыграл на руку: производство индейки в 2015 году выросло на треть
Выращивание индейки в птицеводческом комплексе, Ленинградская область
Выращивание индейки в птицеводческом комплексе, Ленинградская область (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Кому без мяса хорошо

Из-за снижения доходов населения потребление мяса в России уже два года снижается: в 2015 году оно по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 3%, до 10,3 млн т, в 2014 году — на 2%, хотя до этого начиная с 2009 года непрерывно росло. По некоторым видам мяса падение особенно заметно: например, говядины в 2015 году россияне стали покупать примерно на 10% меньше, рассказал РБК президент мясного совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушег Мамиконян. Потребление мяса падает на фоне девальвации рубля и резкого снижения импорта: за 10 месяцев 2015 года, по данным Центра международной торговли Москвы, импорт мяса и субпродуктов упал на 31,5%, до 921 тыс. т. В деньгах импорт упал еще больше — на 42,7%, до $2,5 млрд.

Но есть и мясные категории, которым спад импорта сыграл на руку. В последнее время растет производство «нетрадиционных видов птицы» — индейки, утки, гусей, ответил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Самый большой прирост показала индейка: производство в 2015 году, по данным Минсельхоза, увеличилось на 34,9%, до 205 тыс. тонн. Всего за последние 10 лет, по оценке аналитического агентства Global Reach Consulting (GRC), производство индейки выросло в 8 раз (см. график). Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтверждает рекордный рост производства индейки в 2015 году, но обращает внимание на низкую базу. Юшин напоминает, что 10 лет назад Россия выпускала «смешные» 28 тыс. т этого мяса, с тех пор потребление индейки в стране выросло с 200 г на человека до 1,5 кг в год. Есть куда расти и дальше: потребление индейки в США — 9 кг на человека, в Великобритании — 7 кг, в Европе — 4–5 кг, приводит данные Юшин.

Почему сокращается рынок мяса

По данным «Ромира» за первое полугодие 2015 года, средний чек (не очищенный от инфляции) на мясо по сравнению с аналогичным периодом 2014 года вырос на 29%. При этом частота покупок мяса сократилась на 5%. Раньше картина была другой: так, в первом полугодии 2014 года потребление мяса увеличилось на 11%. Рост цен и снижение спроса на мясо Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации объясняет в первую очередь девальвацией рубля и падением доходов потребителей, а не продовольственным эмбарго, действующим с августа 2014-го. «Просто доходов у населения нет, вот оно и экономит на мясе, — говорил он. — А объемы поставок мяса из Европы начали снижаться еще до эмбарго».

Важная птица

«Лет восемь назад все смеялись, никто ничего не хотел про индейку слышать. А сейчас все кому не лень занимаются индейкой. Мы раскачали рынок», — уверен основатель крупнейшего в России производителя индейки «Евродон» Вадим Ванеев. В 2003 году Ванеев запустил первое в стране крупное промышленное производство индейки. Сейчас «Евродон» производит почти 20% всей индейки в России: его предприятия в 2015 году выпустили 37,6 тыс. т в убойном весе. К началу 2017 года инвестиции в производство, по словам Ванеева, достигнут 30 млрд руб. В 2014 году (более свежих данных нет) выручка основного предприятия группы ООО «Евродон», по данным СПАРК, выросла на 14,2%, до 4,75 млрд руб., чистая прибыль составила 333 млн руб.

Несколько лет назад индейкой решили заняться и другие крупные мясопереработчики. В 2012 году свои проекты производства индейки независимо друг от друга начали основатель группы «Черкизово» Игорь Бабаев и его двоюродный брат Наум Бабаев. Компания «Дамате», основанная в 2012 году Наумом Бабаевым, стала вторым крупнейшим производителем индейки в России. В 2015 году компания выпустила 34,7 тыс. т индейки в убойном весе.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

«Черкизово» в 2012 году подписало соглашение о создании в Тамбовской области совместного предприятия с испанской Grupo Fuertes. «Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продуктов мясопереработки, — говорил тогда «Эксперту» генеральный директор «Черкизово» Сергей Михайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки». Партнеры решили построить интегрированное предприятие полного цикла, включающее всю производственную цепочку от выпуска комбикорма до убоя и переработки. Мощность комплекса должна составить 40–50 тыс. т продукции в год с возможностью дальнейшего увеличения. Объем инвестиций — более 7 млрд руб. Первая продукция «Тамбовской индейки» поступит в розницу уже к концу лета 2016 года, рассказала представитель «Черкизово» Марина Каган.

В последние годы было заявлено еще около 50 небольших проектов по производству мяса индейки, говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев​, хотя большинство из них так и не было реализовано.

Ванеев отмечает, что процесс выращивания индейки длительнее, чем курицы: 105–140 дней против 38 дней, но рентабельность производства индейки выше. Раньше Ванеев говорил, что по своим проектам закладывает срок окупаемость в 10 лет. По данным журнала «Эксперт», группа «Черкизово», запуская свой проект производства индейки, ориентировалась на рентабельность по EBITDA выше 30%. Общая рентабельность по скорректированной EBITDA в птицеводстве у «Черкизово» в 2014 году составила 24%.

Вместо свинины и говядины

Индейка перестает быть нишевым продуктом, ассортимент продуктов из нее с каждым годом существенно расширяется, и в некоторых супермаркетах она уже занимает отдельную полку, считает Альберт Давлеев. Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») подтверждает рост спроса на индейку. В супермаркетах торговой сети «Перекресток» продажи индейки в 2014 году увеличились на 30%, в 2015-м — на 20%, говорит представитель Х5. В итоге доля индейки в продажах всей мясной категории сети «Перекресток» выросла с 13% в 2014 году до 20% в 2015-м.

Высокая доля продаж и большой ассортимент индейки характерны именно для формата супермаркетов, поскольку это довольно дорогой продукт, отмечает Сергей Юшин: стоимость филе грудки индейки в супермаркете обычно начинается от 400 руб./ кг, а филе куриной грудки — от 250 руб./кг, приводит цифры Юшин. У «Дикси Групп» в супермаркетах «Виктория» представлено 11 наименований продукции из индейки, а в дискаунтерах «Дикси» — только 4. При этом конкурирует индейка скорее не с курицей, а с более дорогими говядиной и свининой, которые начала заменять в кризис, считают Давлеев и Мамиконян.

Утка на взлете

Впечатляющими темпами растет производство не только индейки, но и других «нетрадиционных видов птицы» — уток и гусей, отметил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Так, производство утки в 2015 году выросло на 12,7%, до 124 тыс. т. Основной прирост обеспечил крупнейший производитель в категории — ростовская компания «Донстар», входящая в группу «Евродон» Вадима Ванеева. Она выпустила 24 тыс. т в 2015-м. Остальные 100 тыс. т произвели относительно небольшие компании и хозяйства, уточняет представитель «Донстара». К примеру, объем производства татарстанского фермерского хозяйства «Рамаевское» составляет 2,2 тыс. т в год, алтайской «Чикен-Дак» — 1,9 тыс. т, Птицефабрики Гайской из Оренбургской области — 1,7 тыс. т.

Вадим Ванеев делает масштабные инвестиции и в индейку, и в утку. Так, осенью 2015 года стало известно, что «Донстар» планирует вложить 13 млрд руб. в новое производство утки в Раменском районе Московской области. Проектная мощность нового комплекса составит 30 тыс. т, уточнил Ванеев РБК. «Я всегда говорил, что верю в утку больше, чем верил в индейку. Но признаюсь: я тоже не ожидал, насколько этот продукт окажется сложным для промышленного производства. Мы до сих пор отлаживаем некоторые процессы», — цитировала Ванеева пресс-служба «Евродона» в середине января.

Несмотря на существенный рост производства мясо утки по-прежнему сложно найти в магазинах, отмечает Сергей Юшин, а если она и продается, то в основном в магазинах высокой ценовой категории. При этом утка довольно популярна у рестораторов, поскольку входит в состав многих популярных блюд.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Сельское хозяйство"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Гладков сообщил о повреждении школы в Белгороде после работы ПВО Политика, 04:31
Вильфанд спрогнозировал аномальное тепло в апреле Общество, 04:28
В Госдуме предложили запретить блогерам публиковать видео с убийствами Политика, 04:21
Лавров назвал новые условия для общения западных послов с властями России Политика, 03:56
Выжившие после теракта в Волгодонске сестры погибли в «Крокусе» Общество, 03:52
The Telegraph сообщила о воюющих на стороне ВС Украины исламистах Политика, 03:18
Антонов назвал непристойными слова Байдена в адрес Путина Политика, 03:13
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Белгороде и Белгородском районе включили сирены ракетной опасности Политика, 02:51
Пентагон заявил о снижении риска эскалации конфликта на Украине Политика, 02:41
Лавров предупредил страны Африки о «приглашении к геноциду» в Крыму Политика, 02:36
Зеленский рассказал, сколько нужно Patriot для защиты промышленности Политика, 02:07
Захарова ответила поговоркой на сравнение чиновников с продавцами навоза Политика, 01:56
В Днепре и Черкассах прогремели взрывы Политика, 01:34
Лавров назвал пиаром заявления Макрона об отправке войск на Украину Политика, 01:26