Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Захарова оценила слова Санду о планах вывести войска из Приднестровья Политика, 13:00 Здесь живет бизнес: как устроен квартал «Сколково Парк» РБК и Сколково Парк, 12:58 ФИФА опубликовала составы корзин квалификации к чемпионату мира в Катаре Спорт, 12:50 СК завершил расследование по делу ОПГ Шишкана в Подмосковье Общество, 12:45 Шойгу объявил о массовой вакцинации от COVID-19 в Вооруженных силах Общество, 12:44 Песков объяснил встречу Путина в аэропорту Сарова людьми без масок Общество, 12:34 Песков назвал особенности большой пресс-конференции Путина Политика, 12:30 Как увлечь ребенка наукой и личным развитием РБК и Vnukovo Country Club, 12:29 В «Спартаке» отреагировали на информацию об уходе гендиректора Газизова Спорт, 12:24 Наследники Босова продали газовый проект на Печоре экс-депутату Госдумы Бизнес, 12:22 По какой цене покупать криптовалюту. Три мнения Крипто, 12:15 «Калашников» запатентовал электрические мотоциклы Авто, 12:08 Зачем экспортерам нужна новая система «Одно окно» Партнерский материал, 12:05 Bain & Company: как пандемия формирует потребителя будущего — часть II Pro, 12:03
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Обвал рубля ,  
0 

Россияне в кризис перешли с твердого сыра на плавленый

Из-за падения доходов населения и роста цен россияне в 2015 году сократили потребление твердых сыров на 10%, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир». При этом на 12% выросло потребление плавленых сыров
Фото:Александр Рюмин/ТАСС
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Распробовали плавленый сыр

В 2015 году потребление твердых сыров по сравнению с 2014-м в объеме упало на 10% за счет снижения частоты покупок, а потребление плавленых сыров, напротив, выросло на 12% за счет притока новых покупателей, показали данные исследований «Ромира», предоставленные компанией РБК. Исследование «Ромира» основано на данных потребления 10 тыс. россиян: его участники сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой.

Из-за падения доходов населения и роста цен в России в 2015 году впервые за последние годы на 2–3% снизилось потребление молочных продуктов, говорит председатель Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. По его словам, больше всего россияне экономят на наиболее дорогих продуктах — творожках, йогуртах и сырах. На сыры помимо растущих цен повлияло и введенное Россией в 2014 году эмбарго: под запрет попали, в частности, европейские сыры. Экономия вынудила потребителей перейти на более дешевые виды сыра, прежде всего на плавленый сыр, поясняет Даниленко.

Тенденцию подтверждают и крупнейшие производители плавленых сыров: «В связи со значительным ростом цен на полутвердые и твердые сыры, а также изменением привычного для потребителей ассортимента сыров, доступных в продаже, мы действительно наблюдаем изменение объемов потребления сыров различных категорий, — говорит представитель «Валио» (ТМ Viola). — По нашим данным, падение в объемах потребления твердых сыров составило около 6% [в 2015 году], тогда как категория плавленых сыров, практически не показывавшая динамики в прежние годы, растет: около 14% в объемном выражении за год».

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей 39 крупнейших ретейлеров России, Ксения Бурданова подтвердила смещение спроса в сторону более дешевых молочных и молокосодержащих продуктов. «Члены нашей ассоциации наблюдали этот тренд в течение 2015 года: из-за сложной экономической ситуации, из-за падения доходов населения спрос на молочные продукты смещается от относительно дорогих в сторону более дешевых, — рассказывает она. — В частности, есть смещение спроса от твердых сыров в сторону сырных продуктов, плавленых сыров».

При этом в течение года, если верить Росстату, цена на плавленые сыры росла быстрее, чем на твердые и мягкие сыры. Средняя цена 1 кг твердого или мягкого сыра за год увеличилась на 7,7% и в декабре 2015-го составила 418,6 руб., а плавленый сыр подорожал на 17,7%, до 278,8 руб. за килограмм. Однако разница в цене между твердым и плавленым сыром по-прежнему существенна: плавленый дешевле примерно на треть.

Что стали есть

Согласно последнему исследованию РБК.research, проведенному в феврале—марте 2015 года, из-за падения доходов населения, роста цен и продуктового эмбарго уже тогда 36,5% россиян сократили покупки сыров и других сырных продуктов, еще 27% россиян решили экономить на их покупке. При этом после исчезновения с российского рынка сортов европейских производителей 40% опрошенных россиян были вынуждены перейти на отечественные сыры, следует из данных исследования.

Вместо импорта

Падение спроса происходит на фоне резкого снижения импорта — за 11 месяцев 2015 года в деньгах импорт твердого сыра упал на 56,8%, до $462,5 млн, следует из данных Центра международной торговли Москвы. В натуральном выражении импорт снизился на 42,3%, до 111,7 тыс. т. При этом импорт плавленых сыров сократился в денежном выражении на 95,1%, до $2,3 млн, а в натуральном — на 94,6%, до 570 т.

Введение ограничений на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США в августе 2014 года стимулировало развитие внутреннего производства сыров и сырных продуктов в России, говорится в исследовании Союзмолока. За 11 месяцев 2015 года производство сыров и сырных продуктов в России выросло на 20,2%, до 535 тыс. т, следует из данных Союзмолока. В частности, производство плавленых сыров увеличилось на 5,6%, до 94 тыс. т.

По данным компании «Карат», крупнейшим игроком на рынке плавленых сыров в России в 2015 году был Рязанский завод плавленых сыров с долей 20% в объеме продаж в федеральных сетях. На втором месте находился «Хохленд рус» (бренд Hochland) с долей 18%, на третьем — «Лакталис» (бренд President) с долей 9%. Долю своей компании генеральный директор «Карата» Павел Розенфельд оценил в 8%, долю компании Valio (бренд Viola)  — в 5%. По его словам, сейчас на рынке есть и другие игроки, которые активно наращивают долю в производстве плавленого сыра. В их числе, например, компании «Ястро» (бренд Rockler) и «Первая линия» («Сыробогатов»).

У некоторых крупнейших игроков продажи росли даже быстрее рынка. Так, продажи плавленых сыров компании «Карат» в 2015 году выросли на 68% в натуральном выражении, рассказал Розенфельд. Однако частично этот рост объясняется эффектом низкой базы, пояснил он: «В 2014–2015 годах «Карат» активно возвращал свою долю, потерянную в связи с кризисом управления предприятием в 2012–2013 годах. В 2015-м мы провели ребрендинг и переодели оригинальную линейку ретросыров («Дружба», «Янтарь», «Волна», «Шоколадный») в технологичную упаковку с современным дизайном».

Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году
Фотогалерея 
<p><strong>Продукты</strong></p>

<p><em>Подорожают на&nbsp;<strong><span style="color:#800000;">10&ndash;15%</span></strong></em></p>

<p>Помимо инфляции и&nbsp;девальвации рубля стоимость продуктов вырастет и&nbsp;из-за&nbsp;введения системы взимания платы за&nbsp;проезд грузовиков весом свыше&nbsp;12 т &laquo;Платон&raquo;, увеличившей стоимость транспортировки. Кроме того, во&nbsp;втором полугодии может подорожать рыба в&nbsp;случае&nbsp;нового повышения налогов на&nbsp;рыбаков. В октябре президент Владимир Путин дал поручение правительству до&nbsp;1 июля внести в&nbsp;Госдуму законодательные предложения об&nbsp;увеличении ставки сбора за&nbsp;пользование водными биоресурсами с&nbsp;15 до&nbsp;100%. &laquo;Если правительство обязует [рыболовные хозяйства] платить еще по&nbsp;3&ndash;5&nbsp;руб. за 1 кг вылова, треска подорожает на&nbsp;2&ndash;3%, селедка&nbsp;&mdash;&nbsp;на&nbsp;15%,&nbsp;&mdash; прикидывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Алексей Фомин.&nbsp;&mdash; Чем дешевле рыба, тем сильнее будет рост цен&raquo;.</p>

<p>Цены на&nbsp;гречку, пшено и&nbsp;хлеб продолжат расти в&nbsp;пределах инфляции, других факторов не&nbsp;будет, полагает исполнительный директор аналитического центра &laquo;СовЭкон&raquo; Андрей Сизов. Такими&nbsp;же&nbsp;темпами будут дорожать и&nbsp;молочные продукты, добавляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Девальвационные риски сохраняются, но&nbsp;рост цен сдерживается спросом:&nbsp;покупательная способность снижается, подчеркивает Даниленко.</p>

<p>На рост цен на&nbsp;овощи и&nbsp;фрукты повлияют инфляция и&nbsp;дальнейшая девальвация рубля, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Санкции в&nbsp;отношении&nbsp;Турции на&nbsp;цены повлиять не&nbsp;должны: после Нового года будет сезонный спад потребления, а&nbsp;затем поставщики и&nbsp;ретейлеры сумеют адаптироваться к&nbsp;ситуации и&nbsp;сбалансировать стоимость, считает&nbsp;она. В ноябре Тюрина говорила&nbsp;РБК, что, если на&nbsp;турецкие фрукты и&nbsp;овощи будут наложены санкции, цены на&nbsp;плодоовощную продукцию могут вырасти на&nbsp;20&ndash;25%. Однако этот прогноз касался именно&nbsp;предновогоднего периода, а&nbsp;запрет будет действовать после&nbsp;Нового года, поясняет она теперь.</p>

<p>Мясо птицы и&nbsp;свинина могут подорожать или&nbsp;подешеветь в&nbsp;пределах 10%, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. &laquo;В следующем году в&nbsp;России ожидается прирост производства свинины и мяса птицы: крупные игроки будут увеличивать объемы выпуска, о выходе на этот рынок также заявляют мелкие компании,&nbsp;&mdash; отмечает он.&nbsp;&mdash; Это станет сдерживающим фактором для&nbsp;роста цены&raquo;</p>