Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 10:05 МСК
Автора шоу на NBC отстранили от работы после твита о сыне Трампа Общество, 09:37 Число жертв схода лавины на отель в Италии увеличилось до девяти человек Общество, 09:17 Власти разработали новый законопроект о госрегулировании мессенджеров Политика, 09:02 СМИ назвали сроки публикации Лондоном законопроекта о процедуре Brexit Политика, 08:56 Правительство выделило более 8 млрд руб. на строительство сельских дорог Общество, 08:32 СМИ узнали о ракетах DF-41 Китая в провинции на границе с Россией Политика, 08:23 Глава МИД Венгрии оценил ущерб от санкций против России в $6,5 млрд Экономика, 08:10 Санкции США против ФСБ создали риск для поставок электроники в Россию Экономика, 08:00 СК завел уголовное дело после гибели семьи в Хабаровске Общество, 07:38 Скорым предложили использовать радиоэфир для передачи срочных сообщений Общество, 07:21 В Канаде из-за аварии произошла утечка около 200 тыс. литров нефти Общество, 07:09 СМИ узнали о готовящемся разрешении операторам заключать договоры по сети Бизнес, 06:37 АСВ заподозрило клиентов казанских банков в махинациях ради страховки Финансы, 06:25 Эксперты выявили снижение потребления алкоголя в России почти в 1,5 раза Общество, 06:00 Меркель допустила наступление новой исторической эпохи Политика, 05:28 Оператор связи Sprint приобретет треть акций музыкального сервиса Jay-Z Бизнес, 05:13 Новый глава Пентагона провел телефонный разговор с генсеком НАТО Политика, 04:48 Сенат США одобрил кандидатуру Майка Помпео на должность главы ЦРУ Политика, 04:45 СМИ узнали о переводе Обамы $221 млн Палестине в последние часы работы Политика, 04:17 МИД Польши заявил о документе 2008 года о переходе к пророссийскому курсу Политика, 03:36 Генпрокуратура нашла противоречия в статье УК о нарушениях на митингах Политика, 03:06 Комитет сената США поддержал кандидатуру Тиллерсона на пост госсекретаря Политика, 03:02 Командование авиабазы США в Аризоне отменило блокировку объекта Общество, 02:42 Liberty Media объявила о завершении сделки по приобретению Formula 1 Бизнес, 02:03 В Минкульте предложили поднять в 1,4 тыс. раз пошлину на зарубежное кино Политика, 01:36 Еврейская община прокомментировала слова Толстого об Исаакиевском соборе Общество, 01:30 В Бразилии в курортном отеле произошел взрыв Общество, 00:32 Соратник Трампа призвал арестовать Мадонну после ее слов на Женском марше Общество, 00:13
26 янв 2016, 19:41
Екатерина Бурлакова
Производство соков в России из-за кризиса упало на 30%
Фото: «РИА Новости»
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя 2016, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя 2016, 16:16 Еще 2987 материалов
Производство соков в России в 2015 году упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок, следует из данных Росстата. Крупнейшие игроки рынка закрывают заводы, а потребители переходят на более дешевые сокосодержащие напитки

Устойчивый спад

Производство фруктовых и овощных соков в России упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок (каждая банка — 0,4 л, совокупно — около 760 млн л), следует из отчета Росстата, опубликованного на этой неделе. Исходя из данных Росстата с 2010 года, это самый низкий объем производства за последние пять лет. И в 2013-м, и в 2014 году рынок уже сокращался, но лишь на полпроцента ежегодно.

По данных международной исследовательской компании Euromonitor International, продажи соковой категории (соки, нектары и сокосодержащие напитки) в натуральном выражении в России, непрерывно росшие с 2010 года, в 2013 году сократились на 2%. В 2014 году падение составило еще 4%, а в 2015 году уже 13%. При этом если еще в 2014 году рост в деньгах был положительным — рынок, по подсчетам Euromonitor, увеличился на 2%, до 168,8 млрд руб., то в 2015-м он просел в деньгах более чем на 5%, до 159,3 млрд руб.

Главные причины сжатия рынка — снижение покупательной способности и рост цен на соки, поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка исследовательской компании «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. По данным Росстата, средняя розничная цена фруктового сока в России в декабре 2015 года составила 72,2 руб. за литр, что на 16,5% больше, чем в декабре 2014 года, и на 26,2% больше, чем в декабре 2013-го. Кроме того, в последние годы за промышленными соками закрепилась репутация нездорового продукта, из-за чего часть потребителей сократила их потребление, отмечает Гламазда.

Бремя экономии

Из-за снижения покупательной способности россияне отказываются от соков как от товара не первой необходимости или пытаются на них сэкономить, следует из данных «Nielsen Россия». Очень сильно растет доля продаж соков по промоакциям: если в 2014 году доля промо в продажах соков составляла 34%, то по итогам января—ноября 2015 года достигла уже 46%. Это один из самых высоких показателей на рынке FMCG (товаров повседневного спроса), говорит Сергей Гламазда: «Брендам соковой категории сложно завоевать лояльность потребителей, поэтому на них ложится так называемое бремя промо: покупатели просто отвыкают приобретать товар по регулярной цене». При этом параллельно с ростом доли промо в продажах соков растет и средний размер скидки, рассказывает Гламазда, не уточняя конкретные цифры.

Российские потребители не только пытаются купить соки дешевле, но и переходят на более дешевые категории товаров. Из данных Euromonitor следует, что продажи 100-процентных соков падают быстрее, чем нектаров (содержат 25–99% сока) и сокосодержащих напитков (до 24% сока). Продажи 100-процентных соков в объемах в 2015 году упали на 16%, нектаров — на 13,4%, сокосодержащих напитков — на 7,9%. Поскольку покупательная способность россиян продолжит снижаться, продажи в соковой категории продолжат падать в ближайшие пять лет, прогнозируют аналитики Euromonitor.

Увлеклись оптимизацией

Сейчас на российском рынке соков лидируют PepsiCo Inc. (соки J7, «Любимый», «Я»), The Coca-Cola Company (Rich, «Добрый», «Моя семья») и «Сады Придонья» («Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Сочный мир»). По данным Euromonitor, в последние три года доли крупнейших компаний существенно не менялись: по итогам 2015 года доля PepsiCo составила 39,5%, Coca-Cola — 24,2%, «Садов Придонья» — 8,4%.

Американским компаниям PepsiCo и Coca-Cola удалось завоевать российский рынок при помощи покупки крупнейших российских предприятий. Так, в 2008 году PepsiCo за $1,4 млрд купила 100% акций одного из крупнейших на тот момент производителей соков — компанию «Лебедянский». Позже, в 2011 году, после покупки российской компании «Вимм-Билль-Данн», в состав PepsiCo вошел также соковый завод в городе Раменское Московской области. Ближайший конкурент PepsiCo — компания Coca-Cola — начал скупать предприятия с 2005 года: тогда Coca-Cola приобрела производителя соков «Мултон» за $501 млн, имеющего мощности в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге. Еще через пять лет Coca-Cola приобрела за $276 млн производителя соков «Нидан соки», имевшего производства в Новосибирске и подмосковных Котельниках.

В 2014–2015 годах лидеры рынка стали сокращать свои соковые производства. Так, в 2014 году Coca-Cola остановила производство на заводах «Нидана» в Московской области и Новосибирске. Заводы решено было закрыть, в частности, из-за недостаточной загрузки мощностей и снижения финансовых показателей. Так, в 2013 году заводы «Нидана» произвели и продали 190 млн л соков, что означало 34-процентную загрузку мощностей, указывал журнал «Секрет фирмы». Во втором квартале 2015 года Coca-Cola списала $25 млн убытка из-за реструктуризации сокового бизнеса в России, указывала компания в отчетности.

Весной 2015 года о закрытии сокового завода в Раменском сообщила PepsiCo, объяснив решение необходимостью оптимизации. У PepsiСo остался один завод по производству соков — «Лебедянский». Пресс-служба PepsiСo не ответила на вопросы РБК, сославшись на период молчания перед публикацией результатов 2015 года.

«В соковой категории самым популярным способом экономии у потребителей стал не полный отказ от категории и даже не переключение на более дешевые марки, а сокращение частоты покупки», — сообщил представитель Coca-Cola Hellenic в России, отметив, что продажи входящего в Coca-Cola «Мултона» в натуральном выражении все же выросли в 2015 году по отношению к 2014-му.​​​