Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:53 МСК
Еврокомиссия одобрила покупку Microsoft социальной сети LinkedIn Бизнес, 22:11 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 64,00 Продажа 64,00 EUR НАЛ. 68,65 68,50 Трамп продал все принадлежавшие ему акции Политика, 21:54 Экспорт ювелирных изделий из России сократился в два раза Бизнес, 21:51 Путин поручил создать план достижения темпов роста экономики выше мировых Политика, 21:38 В Москве вручили Премию РБК Бизнес, 21:30 Банки собрались смягчить требования по ипотеке и потребительским кредитам Финансы, 21:23 Правительство предложило сажать за кибератаки на десять лет Общество, 21:20 Следователя по особо важным делам арестовали по делу о взятке в $50 тыс. Общество, 21:13 На севере Москвы неизвестные отобрали у курьера фирмы 200 тыс. руб. Общество, 21:01 Леонид Юзефович получил премию «Большая книга» Общество, 20:47 Как заработать на необычных терминалах Свое дело, 20:46 ЦБ откажется от посредников при расчете тарифов ОСАГО Финансы, 20:41 Who is Mr Ross: как новый министр торговли США связан с Россией Экономика, 20:33 Суд арестовал троих фигурантов дела о гибели детей в ДТП в ХМАО Общество, 20:30 ЦСКА объявил об уходе Леонида Слуцкого Спорт, 20:14 Литва объяснила запрет на въезд российских судей в страну Политика, 20:14 Путин заявил о надежде на восстановление товарооборота с Турцией Политика, 20:13 Минобороны сообщило об освобождении еще пяти кварталов Алеппо от боевиков Политика, 19:58 Глава Генштаба Украины назвал возможные потери в случае войны с Россией Политика, 19:40 Сайт Минфина Украины перестал работать из-за хакерской атаки Общество, 19:38 «Единая Россия» отказалась от корпоратива на Новый год Политика, 19:33 Медведев 20 декабря проведет встречу с фракцией «Единой России» Политика, 19:26 Рост числа мигрантов в России вышел на докризисный уровень из-за Украины Политика, 19:21 Трамп призвал Boeing отказаться от строительства президентского самолета Политика, 19:17 Forbes назвал самых высокооплачиваемых спортсменов в истории Общество, 19:15 Сирия поблагодарила Россию и Китай за вето на резолюцию ООН по Алеппо Политика, 19:06 Сбербанк решил обанкротить Останкинский молочный комбинат Бизнес, 19:00
26 янв, 19:41
Екатерина Бурлакова
Производство соков в России из-за кризиса упало на 30%
Фото: «РИА Новости»
Обвал рубля
Набиуллина заявила о необходимости инфляции в России не ниже 4% 24 ноя, 10:55 Время жуликов: число рискованных схем продаж автомобилей выросло в кризис 18 ноя, 16:16 Еще 2987 материалов
Производство соков в России в 2015 году упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок, следует из данных Росстата. Крупнейшие игроки рынка закрывают заводы, а потребители переходят на более дешевые сокосодержащие напитки

Устойчивый спад

Производство фруктовых и овощных соков в России упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок (каждая банка — 0,4 л, совокупно — около 760 млн л), следует из отчета Росстата, опубликованного на этой неделе. Исходя из данных Росстата с 2010 года, это самый низкий объем производства за последние пять лет. И в 2013-м, и в 2014 году рынок уже сокращался, но лишь на полпроцента ежегодно.

По данных международной исследовательской компании Euromonitor International, продажи соковой категории (соки, нектары и сокосодержащие напитки) в натуральном выражении в России, непрерывно росшие с 2010 года, в 2013 году сократились на 2%. В 2014 году падение составило еще 4%, а в 2015 году уже 13%. При этом если еще в 2014 году рост в деньгах был положительным — рынок, по подсчетам Euromonitor, увеличился на 2%, до 168,8 млрд руб., то в 2015-м он просел в деньгах более чем на 5%, до 159,3 млрд руб.

Главные причины сжатия рынка — снижение покупательной способности и рост цен на соки, поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка исследовательской компании «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. По данным Росстата, средняя розничная цена фруктового сока в России в декабре 2015 года составила 72,2 руб. за литр, что на 16,5% больше, чем в декабре 2014 года, и на 26,2% больше, чем в декабре 2013-го. Кроме того, в последние годы за промышленными соками закрепилась репутация нездорового продукта, из-за чего часть потребителей сократила их потребление, отмечает Гламазда.

Бремя экономии

Из-за снижения покупательной способности россияне отказываются от соков как от товара не первой необходимости или пытаются на них сэкономить, следует из данных «Nielsen Россия». Очень сильно растет доля продаж соков по промоакциям: если в 2014 году доля промо в продажах соков составляла 34%, то по итогам января—ноября 2015 года достигла уже 46%. Это один из самых высоких показателей на рынке FMCG (товаров повседневного спроса), говорит Сергей Гламазда: «Брендам соковой категории сложно завоевать лояльность потребителей, поэтому на них ложится так называемое бремя промо: покупатели просто отвыкают приобретать товар по регулярной цене». При этом параллельно с ростом доли промо в продажах соков растет и средний размер скидки, рассказывает Гламазда, не уточняя конкретные цифры.

Российские потребители не только пытаются купить соки дешевле, но и переходят на более дешевые категории товаров. Из данных Euromonitor следует, что продажи 100-процентных соков падают быстрее, чем нектаров (содержат 25–99% сока) и сокосодержащих напитков (до 24% сока). Продажи 100-процентных соков в объемах в 2015 году упали на 16%, нектаров — на 13,4%, сокосодержащих напитков — на 7,9%. Поскольку покупательная способность россиян продолжит снижаться, продажи в соковой категории продолжат падать в ближайшие пять лет, прогнозируют аналитики Euromonitor.

Увлеклись оптимизацией

Сейчас на российском рынке соков лидируют PepsiCo Inc. (соки J7, «Любимый», «Я»), The Coca-Cola Company (Rich, «Добрый», «Моя семья») и «Сады Придонья» («Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Сочный мир»). По данным Euromonitor, в последние три года доли крупнейших компаний существенно не менялись: по итогам 2015 года доля PepsiCo составила 39,5%, Coca-Cola — 24,2%, «Садов Придонья» — 8,4%.

Американским компаниям PepsiCo и Coca-Cola удалось завоевать российский рынок при помощи покупки крупнейших российских предприятий. Так, в 2008 году PepsiCo за $1,4 млрд купила 100% акций одного из крупнейших на тот момент производителей соков — компанию «Лебедянский». Позже, в 2011 году, после покупки российской компании «Вимм-Билль-Данн», в состав PepsiCo вошел также соковый завод в городе Раменское Московской области. Ближайший конкурент PepsiCo — компания Coca-Cola — начал скупать предприятия с 2005 года: тогда Coca-Cola приобрела производителя соков «Мултон» за $501 млн, имеющего мощности в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге. Еще через пять лет Coca-Cola приобрела за $276 млн производителя соков «Нидан соки», имевшего производства в Новосибирске и подмосковных Котельниках.

В 2014–2015 годах лидеры рынка стали сокращать свои соковые производства. Так, в 2014 году Coca-Cola остановила производство на заводах «Нидана» в Московской области и Новосибирске. Заводы решено было закрыть, в частности, из-за недостаточной загрузки мощностей и снижения финансовых показателей. Так, в 2013 году заводы «Нидана» произвели и продали 190 млн л соков, что означало 34-процентную загрузку мощностей, указывал журнал «Секрет фирмы». Во втором квартале 2015 года Coca-Cola списала $25 млн убытка из-за реструктуризации сокового бизнеса в России, указывала компания в отчетности.

Весной 2015 года о закрытии сокового завода в Раменском сообщила PepsiCo, объяснив решение необходимостью оптимизации. У PepsiСo остался один завод по производству соков — «Лебедянский». Пресс-служба PepsiСo не ответила на вопросы РБК, сославшись на период молчания перед публикацией результатов 2015 года.

«В соковой категории самым популярным способом экономии у потребителей стал не полный отказ от категории и даже не переключение на более дешевые марки, а сокращение частоты покупки», — сообщил представитель Coca-Cola Hellenic в России, отметив, что продажи входящего в Coca-Cola «Мултона» в натуральном выражении все же выросли в 2015 году по отношению к 2014-му.​​​