Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Лига Европы по футболу. «Шериф» — «Локомотив». Онлайн 22:05, Спорт «Зенит» одержал третью победу подряд в Лиге Европы 21:54, Спорт Самый западный город России остался без света 21:52, Общество В Ингушетии полицейские застрелили напавшего на них с ножом мужчину 21:52, Общество Большой театр оштрафовали на 150 тыс. руб. за нарушения в его поликлинике 21:48, Общество В Китае более миллиарда раз поаплодировали выступлению Си Цзиньпина 21:32, Технологии и медиа Путин предупредил о бойне в случае закрытия границы России с Донбассом 21:28, Политика Путин рассказал об отсутствии головы у бывшего главы МИД России 21:23, Политика Путин назвал целью санкций США вытеснение России с энергорынка ЕС 21:16, Политика Путин объяснил ротацию российских губернаторов 21:04, Политика Вайнштейна лишили членства в Британском институте кино 20:46, Общество Путин назвал главные ошибки России и Запада за последние 15 лет 20:40, Политика Путин ответил анекдотом на вопрос о своем будущем 20:36, Политика Audi представила A7 нового поколения 20:30, Авто Суд в Киеве вернул «Укртелеком» Ахметова государству 20:24, Бизнес Суд Германии осудил россиянина за участие в беспорядках во время G20 20:23, Общество Британское издательство скорректирует учебник после жалоб на расизм 20:18, Общество 11 советов, как купить выгодные авиабилеты 20:05, Спецпроект РБК PINK ЦБ списал средства со счетов Шишханова и Гуцериева в Бинбанке 20:03, Финансы Лига Европы по футболу. «Зенит» — «Русенборг». Онлайн 20:00, Спорт Геннадий Тимченко купит долю в кубанском производителе яблок 19:45, Бизнес Супруга Джигарханяна уволилась с поста директора театра 19:41, Общество Глава Alibaba Group предсказал появление этикеток «Сделано в интернете» 19:37, Бизнес Страх дедлайна, публичного выступления, критики: как побороть стресс 19:32, РБК и Philips Глава МИД Польши заявил о недовольстве частыми визитами Путина в Венгрию 19:32, Политика Золото цифровой пробы: чего ждать от Bitcoin Gold 19:28, Деньги Путин рассказал о демократическом способе бороться со СМИ 19:24, Политика Путин назвал сверхзадачи для будущего президента России 19:16, Политика
Производство соков в России из-за кризиса упало на 30%
Обвал рубля, 26 янв, 2016 19:41
0
Производство соков в России из-за кризиса упало на 30%
Производство соков в России в 2015 году упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок, следует из данных Росстата. Крупнейшие игроки рынка закрывают заводы, а потребители переходят на более дешевые сокосодержащие напитки
Фото: «РИА Новости»

Устойчивый спад

Производство фруктовых и овощных соков в России упало на 29,5%, до 1,9 млрд условных банок (каждая банка — 0,4 л, совокупно — около 760 млн л), следует из отчета Росстата, опубликованного на этой неделе. Исходя из данных Росстата с 2010 года, это самый низкий объем производства за последние пять лет. И в 2013-м, и в 2014 году рынок уже сокращался, но лишь на полпроцента ежегодно.

По данных международной исследовательской компании Euromonitor International, продажи соковой категории (соки, нектары и сокосодержащие напитки) в натуральном выражении в России, непрерывно росшие с 2010 года, в 2013 году сократились на 2%. В 2014 году падение составило еще 4%, а в 2015 году уже 13%. При этом если еще в 2014 году рост в деньгах был положительным — рынок, по подсчетам Euromonitor, увеличился на 2%, до 168,8 млрд руб., то в 2015-м он просел в деньгах более чем на 5%, до 159,3 млрд руб.

Главные причины сжатия рынка — снижение покупательной способности и рост цен на соки, поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка исследовательской компании «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. По данным Росстата, средняя розничная цена фруктового сока в России в декабре 2015 года составила 72,2 руб. за литр, что на 16,5% больше, чем в декабре 2014 года, и на 26,2% больше, чем в декабре 2013-го. Кроме того, в последние годы за промышленными соками закрепилась репутация нездорового продукта, из-за чего часть потребителей сократила их потребление, отмечает Гламазда.

Бремя экономии

Из-за снижения покупательной способности россияне отказываются от соков как от товара не первой необходимости или пытаются на них сэкономить, следует из данных «Nielsen Россия». Очень сильно растет доля продаж соков по промоакциям: если в 2014 году доля промо в продажах соков составляла 34%, то по итогам января—ноября 2015 года достигла уже 46%. Это один из самых высоких показателей на рынке FMCG (товаров повседневного спроса), говорит Сергей Гламазда: «Брендам соковой категории сложно завоевать лояльность потребителей, поэтому на них ложится так называемое бремя промо: покупатели просто отвыкают приобретать товар по регулярной цене». При этом параллельно с ростом доли промо в продажах соков растет и средний размер скидки, рассказывает Гламазда, не уточняя конкретные цифры.

Российские потребители не только пытаются купить соки дешевле, но и переходят на более дешевые категории товаров. Из данных Euromonitor следует, что продажи 100-процентных соков падают быстрее, чем нектаров (содержат 25–99% сока) и сокосодержащих напитков (до 24% сока). Продажи 100-процентных соков в объемах в 2015 году упали на 16%, нектаров — на 13,4%, сокосодержащих напитков — на 7,9%. Поскольку покупательная способность россиян продолжит снижаться, продажи в соковой категории продолжат падать в ближайшие пять лет, прогнозируют аналитики Euromonitor.

Увлеклись оптимизацией

Сейчас на российском рынке соков лидируют PepsiCo Inc. (соки J7, «Любимый», «Я»), The Coca-Cola Company (Rich, «Добрый», «Моя семья») и «Сады Придонья» («Сады Придонья», «Мой», «Золотая Русь», «Сочный мир»). По данным Euromonitor, в последние три года доли крупнейших компаний существенно не менялись: по итогам 2015 года доля PepsiCo составила 39,5%, Coca-Cola — 24,2%, «Садов Придонья» — 8,4%.

Американским компаниям PepsiCo и Coca-Cola удалось завоевать российский рынок при помощи покупки крупнейших российских предприятий. Так, в 2008 году PepsiCo за $1,4 млрд купила 100% акций одного из крупнейших на тот момент производителей соков — компанию «Лебедянский». Позже, в 2011 году, после покупки российской компании «Вимм-Билль-Данн», в состав PepsiCo вошел также соковый завод в городе Раменское Московской области. Ближайший конкурент PepsiCo — компания Coca-Cola — начал скупать предприятия с 2005 года: тогда Coca-Cola приобрела производителя соков «Мултон» за $501 млн, имеющего мощности в подмосковном Щелково и Санкт-Петербурге. Еще через пять лет Coca-Cola приобрела за $276 млн производителя соков «Нидан соки», имевшего производства в Новосибирске и подмосковных Котельниках.

В 2014–2015 годах лидеры рынка стали сокращать свои соковые производства. Так, в 2014 году Coca-Cola остановила производство на заводах «Нидана» в Московской области и Новосибирске. Заводы решено было закрыть, в частности, из-за недостаточной загрузки мощностей и снижения финансовых показателей. Так, в 2013 году заводы «Нидана» произвели и продали 190 млн л соков, что означало 34-процентную загрузку мощностей, указывал журнал «Секрет фирмы». Во втором квартале 2015 года Coca-Cola списала $25 млн убытка из-за реструктуризации сокового бизнеса в России, указывала компания в отчетности.

Весной 2015 года о закрытии сокового завода в Раменском сообщила PepsiCo, объяснив решение необходимостью оптимизации. У PepsiСo остался один завод по производству соков — «Лебедянский». Пресс-служба PepsiСo не ответила на вопросы РБК, сославшись на период молчания перед публикацией результатов 2015 года.

«В соковой категории самым популярным способом экономии у потребителей стал не полный отказ от категории и даже не переключение на более дешевые марки, а сокращение частоты покупки», — сообщил представитель Coca-Cola Hellenic в России, отметив, что продажи входящего в Coca-Cola «Мултона» в натуральном выражении все же выросли в 2015 году по отношению к 2014-му.​​​