Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Леонида Броневого похоронили на Новодевичьем кладбище 16:00, Общество Умер сыгравший Шепа Праудфута в «Фарго» актер 15:56, Общество В Совфеде рассказали о сохранении российских баз в Сирии 15:55, Политика Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 15:55, РБК и Porsche Первый визит Владимира Путина в Сирию. Фоторепортаж 15:49, Фотогалерея  Украинский олигарх Курченко опроверг знакомство с Саакашвили 15:46, Политика «Союзмультфильм» опроверг представление прокуратуры из-за сделки с Danonе 15:40, Общество Командующий группировкой перечислил уходящие из Сирии части и технику 15:32, Общество Летчики ВКС в Хмеймиме рассказали Путину о сроках возвращения в Россию 15:29, Политика Российские клубы узнали соперников по 1/16 финала Лиги Европы 15:25, Спорт Окно в мировые финансы: глобальный агрегатор бирж 15:24, РБК и Thomson Reuters 17 компаний получили знак «Российская нанотехнологическая продукция»​ 15:13, Пресс-релизы Лавров ответил на «туманные» слова Тиллерсона о «сделке века» 15:11, Политика Жеребьевка плей-офф Лиги Европы. Онлайн 15:00, Спорт Лавров назвал способ решения проблемы вокруг КНДР 14:58, Политика Митинг в поддержку Саакашвили в Киеве. Фоторепортаж 14:58, Фотогалерея  В чем кроется секрет успеха современных женщин 14:43, Subaru XV и Autonews Додон выступил против нормы о евроинтеграции в Конституции Молдавии 14:43, Политика Саудовская Аравия после 35-летнего перерыва разрешит открыть кинотеатры 14:39, Общество ЦБ рекомендовал банкам стимулировать население регулярно сдавать монеты 14:29, Финансы ЕС отверг идею переноса посольств в Иерусалим 14:28, Политика Бизнес с иностранцами: как разобраться в международном законодательстве 14:26, РБК и Thomson Reuters СМИ сообщили о пробках длиной более 1000 км в Бельгии из-за снегопадов 14:25, Общество В штаб-квартире УЕФА прошла жеребьевка 1/8 финала Лиги чемпионов 14:23, Спорт Саакашвили в суде назвал себя военнопленным Путина и олигархов 14:16, Политика Почему на рынке недвижимости может повториться кризис 2008 года 14:14, Недвижимость Путин в Сирии пригрозил террористам «ранее невиданными» ударами 14:11, Политика Суд отложил рассмотрение апелляций «Роснефти» и «Системы» на 18 декабря 14:10, Бизнес
Снижение цены на водку затормозило падение алкогольного рынка
Бизнес, 14 дек, 2015 21:09
0
Снижение цены на водку затормозило падение алкогольного рынка
Заморозка акцизов и снижение минимальной розничной цены на водку в 2015 году затормозили падение российского алкогольного рынка, а рынок виски демонстрирует обвал, показывают данные Nielsen
Фото: Василий Мельниченко/ТАСС

Похмелье после кризиса

Падение розничных продаж алкогольных напитков в 2015 году замедлилось по сравнению с 2014-м, свидетельствуют данные розничного мониторинга компании Nielsen. По данным компании, за три квартала 2015 года продажи всех сегментов алкоголя в России сократились на 7% в натуральном выражении, в то время как за аналогичный период прошлого г​ода падение легальных продаж составляло 13% (абсолютные показатели компания не приводит). Темпы падения продаж водки за первые три квартала 2015 года снизились еще больше — с 16 до 6%, отмечается в исследовании.

Замедление скорости падения продаж водки связано со снижением уровня ее минимальной розничной цены (МРЦ) до 185 руб. за 0,5 л, что позволило части потребителей, переключившихся на нелегальную продукцию, вернуться на легальный рынок, считает аналитик алкогольной группы «Nielsen Россия» Сергей Новгородов. Вторая причина замедления темпов, по его мнению, в том, что после снижения минимальной цены производители водки среднеценового сегмента стали активнее привлекать покупателя скидками.

Самый жестокий 2014-й

В 2014 году российский алкогольный рынок переживал самый значительный кризис с начала 2000-х: производство рухнуло во всех товарных категориях. Особенно пострадала водка: по данным Росстата, отечественные заводы произвели на 22,3% продукции меньше, чем годом раньше (666 млн л в натуральном выражении). Дело в том, что с 1 января 2014 года акцизы для крепкого алкоголя (более 9% содержания этилового спирта за исключением вина) были повышены на 25% (до 500 руб. за 1 л чистого спирта), винный акциз вырос на 14,3%, акциз для слабоалкогольных напитков — на 25%. Минимальная розничная цена (МРЦ) на водку выросла с 170 руб. за пол-литровую бутылку в 2013 году до 220 руб. во второй половине 2014-го. Государство отреагировало на кризис отрасли в конце 2014-го, снизив минимальную розничную цену на водку до 185 руб. Кроме того, акциз на водку на 2015 год был сохранен на уровне 2014-го.

От роста потребления и снижения минимальной цены на водку выиграли в первую очередь небольшие региональные компании, которые смогли продавать водку в нижнем ценовом сегменте — 185–200 руб. — на своих локальных рынках. За счет отсутствия больших расходов на логистику и при минимальной наценке розницы на товары региональных производителей такую цену можно выдерживать, показало расследование РБК, опубликованное в октябре этого года.

Крупные производители, чья модель бизнеса не позволяет удерживать рентабельность при существенном снижении цены, теряли объемы в 2015 году. Компания «Синергия» (выпускает водку «Беленькая», Beluga и др.) в отчетности за третий квартал 2015 года указала, что ее отгрузки за девять месяцев снизились на 8,5%, до 66 млн л. Производитель «Зеленой марки», «Парламента» и «Русского стандарта» Roust упал еще сильнее — в каждом из трех кварталов 2015 года компания фиксировала падение объема отгрузок более чем на 30%. Единственным федеральным игроком, который смог значительно увеличить свою рыночную долю в 2015-м, выйдя на первое место по продажам водки за счет низкоценового сегмента, стал партнер госкомпании «Росспиртпром» — дистрибьюторская компания «Статус-групп», показало расследование РБК. К июлю доля этой компании на водочном рынке составляла 13,1%. Это означает, что по итогам года компания продаст около 90 млн л водки.

Обвал виски

Если продажи легальной водки в 2015-м упали незначительно, то рынок виски демонстрирует в этом году серьезный спад. В 2014 году рынок виски в России вырос примерно на 5%. За девять месяцев этого года продажи виски, по данным Nielsen, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года обвалились на 14%. Продажи рома за девять месяцев прошлого года выросли более чем 25%, а за три квартала этого только на 3%. По мнению аналитиков Nielsen, рост ромовой категории обеспечен в первую очередь интенсивными промоакциями игроков.

Продажи коньяка и бренди российского производства за три квартала этого года снизились на 5% против снижения на 8% за аналогичный период 2014 года, говорится в исследовании Nielsen.  «Падают продажи дешевых брендов, — объясняет  аналитик Nielsen Юлия Маруева. — Премиальный же сегмент отличается постоянством спроса со стороны своих потребителей, поэтому объем продаж остается стабильным».

В категориях виски и рома на российском рынке представлены преимущественно зарубежные марки. Импорт виски в страну снизился на 26,1%, до 23,2 млн л, рома — на 33%, до 3,35 млн л, вина — на 34%, до 136,1 млн л. Сами импортеры говорят, что причиной снижения объемов поставок стал рост рублевых цен на их продукцию в рознице — закупки алкоголя ведутся в подорожавшей валюте. При этом они отмечают, что реальные продажи снизились меньше, чем объемы импорта в 2015 году, в том числе потому, что крупные компании, опасаясь, что произведенный в европейских странах алкоголь может подпасть под российское эмбарго, ввезли избыточное количество в Россию в конце прошлого года, и часть нынешнего года они работали на остатках.