Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
МЖД предупредила о задержках электричек Рижского направления 18:25, Общество Минтруд заложил 100 млн руб. на 2018 год на систему ухода за пожилыми 18:22, Общество Шипулин показал лучший результат в сезоне на этапе Кубка мира по биатлону 18:18, Спорт Трамп понадеялся на помощь Путина в урегулировании конфликта с КНДР 18:16, Политика Россия и Египет договорились возобновить регулярное авиасообщение 18:16, Бизнес Квест: как доехать до Шереметьево за 30 минут 18:06, РБК и Porsche Суд перепутал «Роснефть» с «ЛУКОЙЛом» в приговоре Улюкаеву 18:05, Политика Арестован подозреваемый в подготовке взрыва в Казанском соборе 17:47, Общество Попытавшуюся заказать убийство за биткоины женщину осудили в Дании 17:34, Общество ФИФА пригрозила Испании отстранением от ЧМ-2018 в России 17:31, Спорт Украина отчиталась о сокращении ввоза российских книг 17:29, Политика История Mona Liza: как построить бизнес на рынке домашнего текстиля 17:25, Партнерский материал Власти ЯНАО приняли решения по итогам поездки школьника в бундестаг 17:14, Общество Праздник с видом: сколько стоит аренда квартиры для новогодней вечеринки 17:05, Недвижимость Министр спорта попросил Госдуму перенести доклад об Олимпиаде на 2018 год 17:01, Общество Как говорить с поколением Z о финансовой грамотности 16:57, Партнерский материал В Великобритании назвали дату свадьбы принца Гарри 16:55, Общество Задержанный в Петербурге террорист планировал взорвать Казанский собор 16:48, Общество Микрофинансы: как получить доход выше обычных процентов по вкладам 16:48, РБК и Русмикрофинанс Forbes составил рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов всех времен 16:46, Общество Валентина Гафта прооперировали 16:46, Общество Министр Абызов заявил о вере в порядочность Улюкаева 16:41, Политика ФАС заинтересовалась вывесками «Чайхоны» 16:38, Бизнес ФСБ обнародовала видео задержания террористов в Петербурге 16:33, Общество Ясин назвал приговор Улюкаеву «национальным позором» 16:30, Экономика СК завершил расследование трех эпизодов дела полковника Захарченко 16:29, Общество Министры отказались комментировать приговор Улюкаеву 16:24, Общество Суд обязал выплатить детям-солдатам из Конго $10 млн компенсации 16:17, Общество
В России резко выросли продажи товаров по скидочным акциям
Обвал рубля, 10 сен, 2015 21:58
0
В России резко выросли продажи товаров по скидочным акциям
Производители бытовой химии и продуктов питания в кризис резко увеличили продажи по скидочным акциям. Так, доля продаж стиральных порошков через промо, по данным исследовательской компании Nielsen, составляет уже 67%
Фото: ТАСС

Скидки на стирку

В России резко выросла доля товаров повседневного спроса (FMCG), которые продаются по промоакциям, рассказали РБК в международной исследовательской компании Nielsen. Компания составила рейтинг категорий товаров с самой высокой долей продаж по акциям (см. инфографику). Лидируют в рейтинге стиральные порошки: в этом году на спецпредложения пришлось 67% продаж порошков в натуральном выражении, в 2013 году доля таких продаж составляла только 41%. На втором месте — средства по уходу за собой для мужчин: 43% в 2015 году. Третье и четвертое места заняли соки и кофе (по 42%).

«Российский рынок FMCG все активнее подсаживается на промо, — констатирует коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. — В восьми случаях из десяти​ промоакции в России представляют собой ценовой дискаунт». Другие случаи — это продажи формата «1+1», когда потребитель покупает один товар, а второй получает в подарок.

«Однозначно можно говорить об увеличении промоактивности в розничной торговле, — подтверждает представитель «Ленты», одного из крупнейших российских ретейлеров. — Торговые сети стараются поддерживать интерес покупателей за счет дополнительных промо».

Параллельно растет и размер скидок, отмечает Илона Лепп: «Средняя величина скидки растет из года в год: например, в 2013 году средняя скидка на зубную пасту составляла 18%, в 2014 — уже 21%. В категории стиральных порошков средний ценовой дисконт в 2014 году достиг 30%, хотя годом ранее был на уровне 24%».

Об увеличении продаж через промоакции рассказывал в летнем интервью РБК глава Henkel Каспер Рорштед. Он говорил о покупках российских потребителей в кризис: «Они делают это более рационально, они делают это не так часто, и они, конечно же, сравнивают цены, поэтому мы очень активны, в том числе и с ценовыми предложениями, и с промоакциями». Он также отмечал, что в среднем по рынку продажи через промо в категориях FMCG составляют не менее 30%, хотя несколько лет назад было 10–15%.

Эту оценку подтверждают и данные российского производителя бытовой химии «Нэфис Косметикс». «Акционные» продукты могут занимать до 30% от товарооборота компании», — рассказал РБК директор по маркетингу ПАО «Нэфис Косметикс» Сергей Лебедев.

На европейском рынке FMCG промоакциями сейчас генерируется 24% продаж в денежном выражении, приводит данные Илона Лепп.

С «подачи» Роспотребнадзора

До 48%

В конце августа в некоторых торговых сетях начались распродажи товаров бытовой химии, которые раньше попали в поле зрения Роспотребнадзора. Цены были снижены на стиральный порошок Persil, средство для мытья посуды Fairy (производитель — Procter & Gamble), кондиционер для белья Vernel (Henkel) и жидкое мыло Palmolive (Colgate-Palmolive). По данным ТАСС, скидки на эту продукцию в Санкт-Петербурге достигали 25‒48%, а в Москве — 13‒27%.

Ответ производителей

Акции начались после того, как Роспотребнадзор признал часть продукции под этими брендами не соответствующей нормативным требованиям по санитарно-химическим и токсикологическим показателям безопасности. Однако представители некоторых торговых сетей, где начались акции, отмечали, что эти маркетинговые программы были спланированы намного раньше. После предъявления претензий Роспотребнадзором в Procter & Gamble заявляли, что продукция компании соответствует нормам и требованиям российского законодательства. Компания Henkel обратилась в Роспотребнадзор с официальным запросом, отметив, что на полки магазинов товары поступают «только после проверки на соответствие установленным требованиям».

Рискованные акции

По наблюдениям директора Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петра Бобровского, промоакции сегодня проводят все компании, которые могут себе позволить снизить маржу. Главная причина роста количества промоакций в последнее время, по его мнению, — желание компаний удержать долю на рынке в сложной экономической ситуации: «Покупательская способность снижается, естественно, компании пытаются поддержать спрос на свою продукцию». 

С Бобровским согласен гендиректор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия: «Для компаний-лидеров на рынке промоакции — один из инструментов работы на рынке, а небольшие компании при помощи акций распродают свой товар для быстрого извлечения операционной прибыли».

О необходимости промоакций ради удержания доли на рынке РБК говорили и производители товаров повседневного спроса. «Промоакции являются значимым драйвером объемов и помогают компаниям удерживать долю рынка», — отметил представитель пивоваренной компании «Балтика». По данным Nielsen, через промо сейчас продается 32% объема пива в России.

По мнению Рамаза Чантурия из «Росчайкофе», промоакции на российском рынке рассчитаны в первую очередь на средний ценовой сегмент. «Потребители в этом сегменте могут легко переключиться с одного бренда на другой», — отмечает он. В этой ценовой категории идет наиболее жесткая конкуренция за покупателя, поскольку потребителей в премиальном сегменте скидки интересуют не так сильно, считает он: в этой категории люди склонны покупать один и тот же бренд, которому всегда отдавали предпочтение, вне зависимости от изменения цен.

Кроме очевидных плюсов для потребителей, промоакции несут и риски для производителей. «В ряде категорий, например в соках, промо представляется настоящей угрозой: покупатели отвыкли покупать продукт по регулярной цене», — отмечает Илона Лепп из Nielsen.

Крупнейшие производители соков в России Coca-Cola и PepsiCo не смогли оперативно ответить на вопросы РБК.

Сергей Лебедев из «Нэфис Косметикс» еще более категоричен: «Само бурное развитие промоакций, по нашему мнению, больше связано с ценовым прессингом крупнейших производителей, направленными на завоевание и удержание доли рынка. Однако в конечном итоге с прилавков исчезают товары других производителей, которые не могут предложить достаточно глубоких скидок, и возможность выбора для потребителя ограничивается 2–3 разновидностями от крупных брендов».

При участии Анны Дерябиной и Дениса Пузырева

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.