Что означает для самих виноделов попадание в «Гид по российским винам»
В России существует несколько винных рейтингов, которые оценивают качество вина, помогают потребителям сориентироваться в огромном выборе, а виноделам соотнести себя с конкурентами. В декабре выходит «Гид по российским винам» Артура Саркисяна и РБК — единственный в России авторский путеводитель по миру вина. В этом материале — о том, как оценка вина в гиде меняет жизнь винодела и что значит для винодельческого проекта попадание этикетки в гид Артура Саркисяна

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
«Зеленый флаг» для покупателя
Попасть в «Гид по российским винам» Артура Саркисяна и РБК и получить оценку означает для многих виноделов не только признание эксперта, но и перспективы для конкретного бизнеса, лояльность со стороны потребителей и всей индустрии гостеприимства.
«Гидов и рейтингов в России уже достаточно серьезное количество. Но мы понимаем, что есть рейтинги, которые составляются группой экспертов, а есть авторский гид Артура Саркисяна — максимально объемный. Все это проводники в мир российского вина», — комментирует главный винодел «Усадьбы Мезыбь» Роман Неборский. Он добавил, что выход гида особенно важен для рядового потребителя, который пока еще теряется перед винными полками и которому нужны ориентиры. «Я знаю, есть люди, которые даже несколько рейтингов сопоставляют между собой, [смотрят] какие у одного и того же вина в разных рейтингах и гидах позиции, чтобы максимально исключить возможность «холостой» покупки», — рассказывает винодел.
Вина Оксаны Истратовой впервые попали в авторский «Гид по российским винам» в 2024 году. По словам создательницы бренда Oxana Istratova Wine, это принесло ей и ее вину большую узнаваемость. «Мой проект совсем небольшой, я выпускаю до 2 тыс. бутылок в год. Через гид больше людей, прямых потребителей узнали о моем вине и обо мне. В то же время людям, которые уже много лет знают мои вина, было приятно увидеть их в гиде как подтверждение того, что то вино, которое им нравится, отмечают и эксперты», — делится Истратова.
12 декабря Артур Саркисян и РБК представили новый совместный «Гид по российским винам». Купить гид, коллекционную книгу «Время вина», блокнот винного путешественника и билеты на февральский винный салон вы можете здесь.

Дорога в винную карту элитных ресторанов
Для Фархада Нагдалиева, как владельца малого винного предприятия, включение винодельни «Сенетх» в «Гид по российским винам» (впервые в 2022 году) стало знаком качества. «Для меня важен авторитет самого автора гида, на который я безгранично полагаюсь», — подтверждает Нагдалиев.
По его словам, одна строчка с упоминанием вина в гиде может быть решающим критерием в разговоре с рестораторами о появлении того или иного вина в карте. «Они (рестораторы. — «РБК Вино») спрашивают в целом, где мы находимся, в каких рейтингах. Это важно также для дистрибьюторов и менеджеров, которые работают с нашими винами. Если ты есть где-то в рейтингах, это хорошо, но гид среди этих рейтингов имеет наибольший, по-моему, вес. Это критерий для того, чтобы твой продукт воспринимался уже не просто как хорошее вино, а вино высокого качества», — объясняет глава хозяйства «Сенетх».
Фактор роста цены за бутылку
Попадание в гид — это не только вопрос позиционирования, но и главным образом коммерческого успеха. Это также возможность для создателя вина объяснить, почему его продукт стоит 5 тыс. руб., в то время как другая бутылка из этого же региона — 1 тыс. руб. Монетизировать свои знания, умения и усилия — это нормально, подчеркивает руководитель проекта «Галицкий и Галицкий» и совладелец винодельни «Маркотх» Алексей Толстой.
«Всегда со времен первых винных гидов и изданий первых солидных винных критиков и, если уж говорить предметно, с тех пор, когда Роберт Паркер, великий и ужасный, ставил 100 баллов в 1980–90-е годы, цены на эти вина со следующего дня взлетали до небес. Это естественный и нормальный процесс. Если есть оценка от уважаемого, всеми признанного винного критика, в нашем случае Артура Саркисяна, то интерес к этому вину настолько высок, что спрос значительно превышает предложение. Законы рынка говорят о том, что нужно поднимать цену», — объясняет Толстой.

Укрепление бренда терруара
Попадание вина и конкретного хозяйства в «Гид по российским винам» — мощный инструмент для роста и развития всего региона. Это возможность для виноделов, которые работают в новых, еще незнакомых для рынка терруарах, заявить о себе, говорит руководитель проекта Wild Wild Wine Сергей Щептев, виноградник которого раскинулся в Бахчисарайском районе.
Вина Wild Wild Wine впервые попали в гид в 2025 году. «Если Севастополь ассоциируется у всех с селом Родным, то сейчас начинают звучать и винодельни села Тенистого. Это очень здорово, что и село Тенистое, как местность, отмечается экспертами и сейчас у всех на устах», — подтверждает Сергей Щептев.











