Место для познания вин: как устроен и работает Оксфордский винный клуб
Специально для «РБК Вино» Данила Иванов, сотрудник Высшей школы экономики, основатель и выпускающий редактор рубрики «Винные исследования» научного журнала «Пути России», рассказывает, как он попал на заседания одного из старейших британских винных клубов, что происходит на встречах этого клуба и чем он интересен

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
В мире винной критики и винной экспертизы Великобритания является одной из нескольких стран-законодательниц не только ввиду того, что здесь родились влиятельные винные специалисты, но и так как именно тут возникли важные для индустрии сообщества, редакции и клубы, институты и системы сертификаций (WSET, MW и др.). Одним из таких клубов является Оксфордский винный клуб, стоящий особняком от прочих ввиду закрытости, статуса одного из старейших непрерывно работающих, а также связи с одноименным университетом, идеологии независимости экспертной оценки и акцента на непредвзятом познании новых вин, то есть для создания знания ради познания. Будучи включенным в круг участников винной «тусовки» Оксфорда, я был приглашенным гостем встреч Оксфордского винного клуба.
Окололондонский контекст
Мое первое приглашение на дегустацию Оксфордского винного клуба я получил совершенно буднично и без излишнего пафоса, с коротким уточнением: «Мы начинаем в 19:30, но вас прошу быть в 18:30 — познакомлю с другими членами клуба и т.д.» Моим рекомендателем (или лучше — ручителем) был Грэм Хардинг, профессор истории Оксфордского университета, известный своими работами о развитии моды вин Шампани в Великобритании, что являлось особенной честью для меня, так как профессор Хардинг является авторитетным деятелем в винной сфере Оксфорда, а также одним из первых лиц клуба. В письме Грэм, зная, что я отношусь к другому культурному контексту, обходительно использовал привычную нам систему написания времени, а не систему AM/PM, которой он пользовался. Встречи клуба обычно проходят или в оксфордском колледже Вольфсона, или в колледже Святого Петра, или же на берегу реки Черуэлл.

Данила Иванов и Грэм Хардинг — почетный член ОВК и председатель комитета ОВК
Что меня удивило при первой встрече — это абсолютное отсутствие «игры на публику». Здесь не демонстрируют статус, внимательно вслушиваются в ваши комментарии, так как это то место, которое создавалось для того, чтобы полностью сконцентрироваться на том, что мир вина может подарить экспертам. Что любопытно, так это то, насколько горизонтально общение между гостями клуба, будь то состоятельный английский предприниматель, лицо большой виноторговой компании или же просто известный винный журналист (с таковыми и другими я общался без каких-либо барьеров).
Уже после неформального представления до начала дегустаций я стал предметом нескольких ироничных шуток — в частности, о том, что с соседями по дегустации нам было бы неплохо на всякий случай обговорить границы наших дегустационных пространств и бокалов «на берегу». Или же уже в «глубине» дегустации, после моего комментирования аспектов легких оксидативных уловок в вине (требовавших аккуратности высказываний ввиду присутствия самого винодела, потомка Пинто Рамоса, на чье вино на момент декабря 2025 после заседания клуба написала очередной позитивный обзор Дженсис Робинсон), родившегося у меня ввиду небольшого волнения и желания продемонстрировать ясность моего анализа, сидевшая напротив секретарь Оксфордского винного клуба в нарочито «полугромкой» манере не без игривой колкости заметила, что «вот это результат того, что у них детям в школе дают читать Достоевского».

Чтобы лучше понять специфику Оксфордского клуба, важно понимать то, что, в частности, в Англии существует тенденция территориальной децентрализации культурно престижных родов деятельности, то есть, условно говоря, если мы говорим про Лондон, то нельзя сказать, что если вы живете в центре, скажем, в районе Мейфэр, Кенсингтона или Челси, то вы будете в эпицентре всех знаковых событий. Немалая доля таковых происходит вне центра Лондона, то есть в небольших городках рядом, факт проживания в которых может иногда восприниматься как более престижный, чем в центре Лондона. Оксфорд — это один из удаленных от Лондона городов, который тем не менее находится в часовой доступности и в котором было исторически высокое сосредоточение разных интеллектуальных клубов, сообществ и культурных течений.
Члены и гости клуба
У истоков основания клуба стояли Майкл Палидж (Michael Palij), обладатель титула MW и заметный деятель в винной индустрии Великобритании; Чарльз Гарретт (Charles Garrett), предприниматель и винный эксперт; Грэм Хардинг (Graham Harding), профессор Университета Оксфорда, один из авторитетных историков виноделия, а также Хилари Рид-Эванс (Hilary Reid-Evans), заслуженная деятельница в области культуры и музыки. У истоков клуба было больше человек, однако это те, кого в Оксфорде сегодня упоминают наиболее регулярно.
Вице-президентами клуба сейчас являются Джаспер Моррис (Jasper Morris) — MW, один из крайне заметных в международном пространстве дегустаторов и экспертов, Ричард Бампфилд (Richard Bampfield), MW, и Джонатан Пэдли (Johnatan Pedley), MW. Ранее равнозначным статусом обладал ныне покойный Чарльз Гарретт (Charles Garrett).

Экстерьер Клуба слепых дегустаций
Клуб или клубы?
Когда мы говорим про Оксфордский винный клуб, непроизвольно можно вспомнить об Университете Оксфорда. Несмотря на то что заметная доля членов Оксфордского винного клуба или работала, или училась в Университете Оксфорда, винный клуб сохраняет самостоятельность относительно университета и виноторговых компаний. Таким образом, «оксфордскость» клуба в первую очередь отсылает к интеллектуальной культуре Англии, сосредоточенной в Оксфорде, и лишь во вторую очередь имеет связку с университетом.
В контексте тех, кто слышал об Оксфордском винном клубе, есть те, кто может предполагать, что это некоторое единое сообщество, однако все не так просто. «Тот самый» Оксфордский винный клуб — это конкретное узкое сообщество. Помимо него есть еще и университетский винный клуб слепых дегустаций, а также клуб BACCHUS, аффилированный с Оксфордской виноторговой компанией. Более того, есть еще и профессиональная группа сомелье и группа стюардов Оксфорда. Последние две больше связаны с ресторанной сферой и реже упоминаются в контексте вина, тогда как первые три иногда можно спутать, хотя изнутри они принципиально разные. Оксфордский винный клуб — это настоящий буржуазный клуб ценителей и экспертов вина. Клуб слепых дегустаций — это образовательный клуб, которым руководит коллега и талантливый исследователь Джулиан Лаиди совместно с его коллегами — студентами Оксфорда. А BACCHUS — клуб, который в большей степени занимается организацией званых ужинов с вином в Университете Оксфорда. Самым престижным среди всех является Оксфордский винный клуб.

Экстерьер Клуба слепых дегустаций
Клуб слепых дегустаций совершенно не имеет легких буржуазных оттенков, в отличии от Оксфордского клуба, и является прекрасным примером академической демократизации винного интереса. Впервые придя туда, я оказался среди других докторантов, сотрудников Оксфорда и студентов, которые были заинтересованы в регулярных учебных дегустациях, на которых, помимо «специфичных» вин и регионов, можно было бы пробовать вслепую классические сорта и регионы. Одна из первых встреч, на которую меня пригласили, была «установочной» в новом академическом году, и на ней слово в полной мере предоставлялось новым участникам. Особенно комично было то, что в рамках дегустации и слепого определения сортов и регионов новые и, ожидаемо, не столь опытные участники попали в точку четыре из четырех раз (для финального «теста» в конце занятия предлагается попробовать четыре вина полностью вслепую).
Появление и специфика Оксфордского винного клуба
В Оксфорде многие десятилетия существуют винные клубы и сообщества, перетекавшие друг в друга, однако ныне существующая «итерация» является той, что непрерывно существует дольше прочих, более 28 лет. Современный Оксфордский винный клуб и его комитет были основаны в 1990-х «случайно»: Майклу Палиджу, MW, преподававшему курсы WSET, стало не хватать времени и ресурсов на проведение профессиональных экспертных дегустаций для его наставников и экспертов ввиду развивавшегося у него винного бизнеса, требовавшего много внимания. Ученики и коллеги Майкла, под организационным руководством Чарльза Гарретта, решили взять под контроль ту часть винных встреч, которая была связана с экспертными дегустациями, и определить регламент автономных встреч для знакомства, проработки и оценки вин в компании мировых экспертов, встречаясь не менее восьми раз в год вечером буднего дня, исключая пятницы.

Почти сразу после инициативы Чарльза с позиции управления и экспертизы присоединились Грэм Хардинг и Хилари Рид-Эванс, а колледж Вольфсона предоставил организационную поддержку. Тогда же клуб обзавелся автономным банковским счетом, что, не без иронии, можно считать точкой отсчета систематической и серьезной деятельности клуба. Именно так и родился ныне существующий круг Оксфордского винного клуба, хотя, конечно, встречи деятелей в оксфордских экстерьерах проходили и до этого.
Как отмечал Майкл Палидж, клуб, наследуя оксфордский интеллектуальный и академический дух, оперирует в контексте тематических дегустаций, посвященных конкретным винодельням и регионам, на которых авторитетные и именитые специалисты из мировой индустрии вина и виноделия, а также нередко сами приглашенные виноделы совместно с членами клуба производят комплексную оценку вина, деконструируют его вкусовой профиль, а также обсуждают его потенциал. Оксфордский винный клуб является местом, куда заинтересованы попасть виноделы, выходящие на рынок Великобритании, а также куда заглядывают именитые мировые эксперты, чтобы рассказать о своих свежих находках или же реализовать экспериментальный формат дегустации. Корректнее всего назвать Оксфордский винный клуб отдельной, особой «винной тусовкой» Англии, существующей в связке с другими, но имеющей свой стиль и свое отдельное место.
Гостями и друзьями клуба являлись такие люди, как Майкл Бродбент (Michael Broadbent), MW, британский винный критик; Джерард Бассет (Gerard Basset), MW, обладатель титула лучшего сомелье от Международной ассоциации сомелье, а также известный британский винный критик; Дэвид Мэллор (David Mellor), главный статс-секретарь Казначейства при премьере Джоне Мейджоре, также был гостем клуба, особенно после ухода с должности, когда он увлекся гастрономией и больше внимания уделял практике радио и телевещания; Тим Аткин (Tim Atkin), MW, известный британский винный критик, журналист и телеведущий; Джулиа Трастер-Ив (Julia Trustram-Eve), винный маркетолог.










