Популярны ли российские вина в ресторанах и что с ценами на них

Обновлено 05 декабря 2025, 05:00

В последние годы по самым разным причинам интерес к российскому вину возрос, но часто возникают споры о его физической доступности и стоимости. Рестораны — один из важных каналов дистрибуции. Рестораторы и сомелье рассказали «РБК Вино», как обстоят дела с доступностью, востребованностью и популярностью российских вин, а также о том, считают ли цены обоснованными

Популярны ли российские вина в ресторанах и что с ценами на них
Фото: zignal_88 / Shutterstock / FOTODOM

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Последние годы объем производства вина в России постоянно растет. Если за 10 месяцев 2023 года было выпущено 36,7 млн дал, то за аналогичный период 2025 года — уже 45,8 млн дал. Близким к рекордному прогнозирует объем производства вина в России в 2025 году и Международная организация виноградарства и виноделия (OIV). Правительство страны также создает преференции виноделам для популяризации их продукции. Одна из них — законопроект об установке 20-процентной квоты на отечественные вина в ретейле и общепите.

По данным ЕМИСС, за три квартала 2025 года в России в розницу с учетом сегмента общепита было продано 59,2 млн дал винодельческой продукции. Это на 3 млн дал меньше, чем за аналогичный период 2024 года, и на 1,7 млн дал меньше, чем в 2023 году.

Как рассказал в эфире Радио РБК президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев, почти весь объем продаж российского вина приходится на ретейл — 97,4%. Розничную торговлю он назвал драйвером рынка. По словам Ставцева, в сегменте HoReCa на российское вино в 2024 году приходилось 43%, а в 2025 году эта доля может вырасти до 47%.

«Это то, что идет побокально, это игристое на завтраках в отелях, вино, которое идет на кухню как основа для коктейля. Но если открыть винную карту, этих 47% мы не найдем. Говорят, что мы должны увеличить долю российского вина. Она вроде большая, но мы почему-то хотим установить ее на уровне 20%. Почему 20%? Это странно. И о каких 20% речь? Есть штуки, литры или SKU, места на полке, а есть еще деньги», — говорил он.

Стало ли больше своего

В ноябре в эфире Радио РБК сооснователь баров «Сюр», «Интеллигенция», «Винфак», «Аренда», «Ясно» Никита Фомкин заявил, что с 2022 по 2025 годы доля российских вин в винных картах заведений существенно сократилась. «Когда пошли события 2022 года, все бросились ставить в винные карты российские позиции. Они доходили, мне кажется, до 50%. Но гость голосует рублем. Даже если производитель из Краснодарского края стоил 400 руб. за бокал, то гость все равно брал вина Италии, Испании за 700–800 руб. Ну не хочет наша публика пить наши вина», — сказал он.

Рестораторы и сомелье, опрошенные «РБК Вино», оценивают ситуацию по-другому. В петербургском ресторане Bobo (Bourgeois Bohemians) и московском баре «Еще вина» отметили, что доля российских вин в ассортименте с 2022 года осталась неизменной. В Magnum Wine Bar количество отечественных вин за три года выросло с 1–2 до 30 и составляет 15% всей карты, а в Bigati Bar оно увеличилось в разы: с 4–5 до 20 наименований по тихим белым и красным, а также с одного до 5–6 по игристым винам.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

По словам Анны Морозовой, шефа-сомелье сообщества italy (рестораны Italy, Goose Goose, Bist), в винных картах ресторанов российское вино по бокалам впервые появилось в 2022 году. Это было шардоне от Villa Victoria 2015 года. Однако продажи были низкими — 3% от всего количества бокальных вин.

«Мы начали изучать, в чем проблема, и увидели, что молодые официанты, выросшие на европейских винах, не видели потенциал в российском продукте, в то время как гости проявляли интерес. Началась системная работа: углубленное изучение вин сотрудниками, построение гастрономических пар, обучение команды и спецпредложения для гостей», — говорит она.

Популярны ли российские вина в ресторанах

Популярны ли российские вина в ресторанах и что с ценами на них
Фото: Szymon Shields / Pexels

Популярность российских вин в ресторанах растет, считает большинство опрошенных представителей заведений. В 2022 году это скорее было обусловлено внешними факторами, такими как санкции, однако ситуация помогла обратить внимание гостей и самих рестораторов на внутренний рынок.

По словам Тимофея Ильина, основателя и управляющего баром «Еще вина», пик популярности пришелся на 2024-й и начало 2025 года. «Тогда значительно увеличилось количество гостей, которые посещают российские винодельни, а дегустации отечественных вин вызывали большой ажиотаж. У нас в заведении пиком этого интереса можно назвать вертикальную дегустацию «Фантома», где сюрпризом для гостей стал визит Артура Саркисяна, который с радостью провел ее», — говорит он.

Ильин видит в качестве основных причин роста интереса к российским винам подорожание импортной продукции, интенсивное развитие российских виноделов, появление новых производителей и возросшую медиаактивность участников рынка. Владимир Добровинский, сомелье и шеф-бармен Magnum Wine Bar, считает, что «рестораны скорее догоняют гостей в их заинтересованности российским виноделием, чем наоборот», а Анна Морозова говорит о том, что немалую роль сыграли любопытство и «новизна». Для искушенного гостя, который уже изучил классические регионы Франции и Италии, российские вина — это terra incognita, поле для открытий. Это вызывает азарт, считает она.

По словам владельца винного гастробара Bigati Bar Алана Бигати, есть также те гости, которые сейчас принципиально отказываются пить западные вина. «Общий хайп, общая история в стране, отчасти патриотическая, она играет на руку и нашим виноделам. Соответственно, наши вина больше пьют», — заявил он.

Между тем управляющий ресторана Bobo Нижний Виталий рассказал, что в целом в его заведении российское вино популярностью у гостей не пользуется и существенного роста интереса он не наблюдает. Он видит причину в том, что российское виноделие все еще сравнительно молодое и доверие к нему формируется медленно.

Какие российские вина в ресторанах чаще всего заказывают гости

Собеседники «РБК Вино» назвали следующие вина:

Как рассказал Тимофей Ильин, сейчас гость, далекий от вина, больше знаком с ассортиментом полок обычных супермаркетов и берет то, что всегда было на слуху: «гиганты Крыма и Краснодарского края, а также могучие производители доступных игристых из Дагестана».

«Значительный интерес в нашем заведении вызывают авторские проекты из Севастополя: STN Winery, Павел Швец. Очень хотелось бы отметить Radio Wine и прорыв Никиты Абалихина. Мы продали, наверное, больше сотни бутылок его шардоне с рыбкой 2022 года. Причем не только потому, что мы его предлагали, — за ним приходили гости специально. В целом в винном баре, подобном нашему, есть некоторые перекосы», — рассказал он. Людям также хорошо знакомы бренды «Николаев и сыновья», Esse, «Шумринка», «Ведерниковъ», «Имение Сикоры», говорит Ильин. Чуть меньше знакомы потребителю, по мнению основателя бара «Еще вина», вина Владимира Гунько и продукция «Усадьбы Маркотх».

Завышена ли стоимость российского вина

Популярны ли российские вина в ресторанах и что с ценами на них
Фото: Alessio Roversi / Unsplash

Среди опрошенных «РБК Вино» представителей ресторанов и винных баров только Владимир Добровинский из Magnum Wine Bar назвал стоимость российского вина «обоснованной». По его словам, гости заведения готовы пробовать дорогие бутылки.

Виталий Нижний же считает, что иногда стоимость российских вин действительно выглядит завышенной с учетом качества их импортных конкурентов. Это приводит к тому, что гости ресторана чаще выбирают «известные и проверенные регионы и производителей». «Болезненным» для российского виноделия вопрос цен называет и Тимофей Ильин. Он считает, что это особенно актуально сейчас, когда «эйфория от взрывного роста прошла» и потребитель просит стабильности, которую отечественное вино не всегда может дать.

«Цены на отечественные вина в «интересном» сегменте действительно высоковаты, это заставляет нас сталкиваться с определенным негативом. А в совокупности с не всегда стабильным качеством, сумасшедшими разбегами в уровнях винтажей, иногда бывает и совсем грустно. Отдельной проблемой является недоступность части вин. Производитель играет предложением, чтобы создавать ажиотажный спрос. Мы понимаем, что таким образом производители и дистрибьюторы удерживают высокую цену, создавая флер невероятной премиальности и недоступности. Это жутко бесит, честно говоря», — рассказал он.

Алан Бигати подчеркивает, что «ценообразование — не конек русских виноделен». Он отмечает, что на фоне введения повышенных пошлин для вин из недружественных стран отрасль ждала стабильных цен для отечественной продукции, но они тоже пошли вверх. «Может быть, этот рост связан с тем, что дистрибьюторы сильнее и чаще повышают цену, но тем не менее на русское вино почти постоянно новая поставка дороже предыдущей», — рассказал Бигати.

В свою очередь, Анна Морозова говорит о том, что ситуация с ценами на российское вино неоднозначная. Она считает, что существуют объективные причины для роста: дорогая земля, сложный климат (риски заморозков, необходимость укрытия на зиму), дорогие импортные материалы (саженцы, бутылки, пробки, оборудование), высокая стоимость кредитов. Но наравне с этим есть и субъективные причины в виде ажиотажного спроса на ограниченные тиражи «культовых» виноделов, которые «взвинчивают цены на вторичном рынке». Иногда встречается ценовой позиционинг, опережающий реальное качество, основанный лишь на громком имени или красивой истории, добавила она.

Поделиться