«Востребовано то, чего не хватает»: Саркисян и Ставцев — на Радио РБК

Обновлено 28 ноября 2025, 10:21

В эфире Радио РБК партнер «РБК Вино» Артур Саркисян и вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев обсудили актуальные проблемы и перспективы алкогольного рынка и винодельческой отрасли в России. Ниже — запись эфира и некоторые моменты из дискуссии

«Востребовано то, чего не хватает»: Саркисян и Ставцев — на Радио РБК
Фото: Anna_Zaitzeva / Shutterstock / FOTODOM

Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»

Что будет с рынком вина?

Александр Ставцев: С 2017 года рынок вина был в стадии роста. Мы прибавили больше 100 млн л в потреблении. Рынок рос во время ковидного карантина. Сейчас на рынок пришел другой тренд, идет охлаждение. С учетом того, что в 2024 году рынок был на исторических максимумах, никакого обвала нет. Многие говорят, что рынок рухнул. Нет, этого не происходит. Такое уже бывало.

Что происходит с российским вином в торговле?

Александр Ставцев: Рынок снижается по продажам в целом. Политика государства была нацелена на перераспределение рынка к отечественной продукции. Основной вклад в падение продаж вносит импорт. Дважды повышали ввозную пошлину, и минимальная планка не позволяет ввозить дешево недорогие вина. Еще и акциз поднялся, который наши виноделы могут вернуть.

За три года в ретейле и HoReCa на 23% выросли продажи российских вин. С 2023 по 2025 год больше продает розница. Ретейл продает 97,4% всего российского вина. Только 2,5% приходятся на рестораны. У нас розничная торговля — драйвер рынка.

Если посмотреть на HoReCa отдельно, то 43% приходятся на российское вино. Там продают много нашего вина, это удивительно даже. 43% — это данные 2024 года, а сейчас будет около 47%. Это то, что идет побокально, это игристое на завтраках в отелях, вино, которое идет на кухню как основа для коктейля. Но если открыть винную карту, этих 47% мы не найдем. Говорят, что мы должны увеличить долю российского вина. Она вроде большая, но мы почему-то хотим установить ее на уровне 20%. Почему 20%? Это странно. И о каких 20% речь? Есть штуки, литры или SKU, места на полке, а есть еще деньги.

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

О малых виноделах и трендах

Александр Ставцев: Если посмотреть на цифры, достаточно стабильно развивается сегмент. Первые лицензии КФХ были в 2018 году, в 2019 году их было меньше десять штук, потом начался процесс либерализации. Стоимость лицензии снизили, упростили процесс получения. РАТК выступил в помощь. в 2021 году было 55 хозяйств, а сейчас уже 111 лицензий. КФХ догоняют промышленное виноделие по количеству.

Артур Саркисян: Сегодня у нас что с тенденциями?

Александр Ставцев: Востребовано то, чего не хватает. Все говорят, что не хватает малых форматов, маленьких бутылок и жестяных банок, они сейчас популярны. И не хватает белого вина. Некоторые производители это подтверждают. Говорят, что в августе кончилось белое вино прошлого урожая, а следующий будет только в апреле. Это тренд. Тут важно обращать внимание на импорт.

В 2022 году, когда стало понятно, что у нас новая реальность, мы анализировали импорт из ЕС и сравнили с Россией. Мы говорили, что основной объем поставок из ЕС — это белые, а мы выпускаем в основном красные и полусладкие. Белый тренд был активный и развивающийся. У нас огромное количество было вина из «пино гри», а сейчас можно прийти в магазин и увидеть «пино гриджио» из ЮАР. Люди это пьют и не смотрят, что это не Италия. А у нас, в России, этого сорта маловато, и, как шутят отделы продаж, «мы сделали отличный ркацители, давайте продавать его как пино гри».

Белых виноградников у нас больше. Плодоносящих 60%, но важен сорт. Номер один — это «ркацители», много «шардоне», но из тех, которые востребованы, самый распространенный — «рислинг». Бум «рислинга» вписался хорошо в структуру виноградарства. Сорт не был особо востребован, шел как кислотная база в игристые, а сейчас российский рислинг берут. И никто не смотрит даже, из какой он страны.

Если говорить еще о трендах, есть тренд на низкий алкоголь, от 8 до 10 градусов. Спрос на белые тоже относится к этому тренду. На юге стало в целом теплее и уровень алкоголя в красных выше, а белое — это все же меньше по градусам. И игристое тоже.

Об импорте

Александр Ставцев: Рынок — это система из двух сосудов: внутреннее [производство] и импорт. Сейчас импорт — это только бутылки, до 2020 года ввозили и вино наливом. Сейчас только бутылки. Где-то с 2023 года был бум выраженный ввоза вина в страну. Был крепкий рубль, и многие ожидали, что импорта не будет вообще из-за курса и логистики, а в 2023 году все отыгралось и много вина ввезли. После этого были решения по повышению пошлин. У рынка достаточно высокая инерция. Приняли одно повышение пошлин, рынок не отреагировал, только больше собрали таможенных сборов. Сейчас проявился накопленный эффект.

Если в импорте тихого у нас есть перераспределение на дружественные страны — ЮАР, Чили, то игристые — это Италия, Испания и Франция. Импорт снижается, но не так быстро, как в тихих, потому что сложно найти замену за пределами этих трех стран.

Импорт падает быстрее, чем растет производство. Часть спроса на игристые перетекла в другие категории.

Основная задача винного рынка — мы должны граждан убедить, что наше вино заслуживает более высокой цены.

Поделиться