Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Гинцбург назвал подходящие препараты для ревакцинации от COVID-19 Общество, 08:37 Как перерывы для сотрудников спасут компанию от убытков — The Economist Pro, 08:27 Как менялось жилье военнослужащих в Российской Империи, СССР и России РБК и ПСБ, 08:21 Посол допустил обсуждение возможности помилования Сапеги в Белоруссии Политика, 08:21 «Смешной тренер — просто ни о чем». Реакция на вылет России из Евро Спорт, 08:10 Россияне начали просить поменять путевки с курортов России на турецкие Общество, 08:07 Доля пустующих помещений Нового Арбата снизилась до трехлетнего минимума Недвижимость, 08:00 Власти поддержали увеличение штрафов за выброшенный из машины мусор Общество, 07:53 Быстрое свидание с технологиями: как выбрать идеальный ноутбук РБК и ASUS, 07:38 Червиченко раскритиковал Черчесова за «звездность и безответственность» Спорт, 07:28 Клиент 1XBet подал в суд на букмекера и платежные системы Технологии и медиа, 07:10 Площадь пожара на складе с пленкой в Подмосковье выросла почти в три раза Общество, 06:53 Путешествие по России: гид по местам и стилю РБК Стиль и Frame Moscow, 06:49 Аналитики сообщили о росте продаж электромобилей в семь раз с начала года Бизнес, 06:38
Битва за Telegram ,  
0 

Telegram потерял в России пятую часть аудитории

Ежедневная аудитория мобильного приложения Telegram в России снизилась в июне на 21% по сравнению с маем и на 23% — с апрелем, когда сервис был заблокирован. Теряли пользователей в начале лета и другие популярные мессенджеры
Акция в поддержку Telegram в Москве
Акция в поддержку Telegram в Москве (Фото: Владислав Шатило / РБК)

В июне 2018 года мобильным приложением Telegram ежедневно пользовались в среднем 2,9 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, подсчитала исследовательская компания Mediascope. По сравнению с апрелем 2018 года, когда ежедневная аудитория приложения Telegram достигла исторического максимума (свыше 3,7 млн человек), падение в июне составило 23%, по сравнению с маем — 21%.

Измерять аудиторию на мобильных устройствах в таких городах Mediascope начала только во второй половине 2017 года, поэтому сравнить июньские показатели с аналогичным периодом прошлого года не представляется возможным.

Как в России измеряют аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании Mediascope есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на июнь 2018 года, почти 5,8 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Специальное программное обеспечение компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

Приведенные данные Mediascope отражают лишь количество человек, которые заходили в мобильные приложения Telegram и других мессенджеров. Что делает пользователь внутри приложения и насколько он удовлетворен сессией, измеритель не фиксирует.

В середине апреля Роскомнадзор добился в суде блокировки Telegram в России: тогда Таганский районный суд Москвы признал, что зарегистрированная в Великобритании Telegram Messenger LLP, управляющая мессенджером, нарушила российское законодательство, не передав ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. После этого Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов, и операторы связи начали их блокировать. Однако пользователь может обойти блокировку, используя VPN и прокси-сервисы.

Из-за блокировки «деградация Telegram» на разного рода устройствах составляет 10–15%, заявлял в мае в интервью «Известиям» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, у пользователей Telegram не грузятся картинки, не проходят аудио- и видеозвонки, что ведет к уменьшению числа пользователей.

То, что абсолютного максимума ежедневная аудитория Telegram достигла, по версии Mediascope, в тот месяц, когда началась блокировка сервиса, Жаров объяснял РБК «эффектом Стрейзанд»: попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению.

Решением суда на Роскомнадзор возложена обязанность принять меры к ограничению доступа к мессенджеру Telegram операторами связи, иных обязанностей, в том числе связанных с анализом аудитории мессенджера, решением суда на Роскомнадзор не возложено, ответила пресс-служба ведомства на просьбу РБК прокомментировать данные Mediascope за июнь.

Основатель Telegram Павел Дуров на запрос не ответил.

Другие популярные в России мессенджеры не выиграли от блокировки Telegram, свидетельствуют измерения Mediascope. Если в мае ежедневная аудитория мобильного приложения WhatsApp выросла по сравнению с апрелем на 8%, до 14,3 млн человек, то в июне она снизилась по сравнению с предыдущим месяцем на 2%, до 14 млн. Не зафиксирован резкий рост пользователей и у Viber. В мае ежедневная аудитория его мобильного приложения осталась на уровне апреля, составив 9,5 млн человек, в июне снизилась по сравнению с маем на 8%, до 8,7 млн человек. Потерял в первый летний месяц пользователей и Skype.

Из пяти наиболее востребованных у россиян мессенджеров в июне положительную динамику — рост по сравнению с апрелем на 25% — продемонстрировало лишь мобильное приложение «Google Чат». Но в абсолютных значениях его ежедневная аудитория пока невелика — лишь 746 тыс. человек в июне, что в разы меньше, чем у «большой тройки»: WhatsApp, Viber и Telegram.

«Небо на землю не упало»: чиновники о решении заблокировать Telegram
Фотогалерея 
«Есть положение законодательства, которое требует предоставления определенного набора данных в определенные службы Российской Федерации. Выполнение этого условия было способно позволить выйти на консенсус, но, к сожалению, такого консенсуса не удалось достичь. <...> Telegram — это мессенджер, и, собственно, сама по себе блокировка, или, точнее, давайте все-таки использовать ту фразеологию, которую использует суд: а суд решил ограничить доступ к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин и далее. Суд решил ограничить доступ, ограничение доступа не было самоцелью, никто не собирался запрещать что-то».

Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"