Лента новостей
Какой модный тренд весны создан для вас. Тест РБК и KUPIVIP.RU, 13:30 Появились видео с пожеланиями Зеленского и Порошенко после голосования Политика, 13:28 Порошенко перед голосованием на выборах помолился в храме ПЦУ Политика, 13:28 Власти Шри-Ланки ввели комендантский час после серии взрывов Общество, 13:15 СМИ сообщили об увеличении числа жертв взрывов на Шри-Ланке до 185 Общество, 13:01 Неизвестный залез на крышу посольства Венесуэлы в Москве Общество, 12:46 Взрывы на католическую Пасху на Шри-Ланке. Фоторепортаж Общество, 12:43  Украина усилила охрану границы в день выборов президента Политика, 12:33 Жену Зеленского удалили из базы данных «Миротворца» Политика, 12:27 Путин и Медведев выразили соболезнования в связи со взрывами на Шри-Ланке Общество, 12:24 На Шри-Ланке произошел восьмой за последние шесть часов взрыв Общество, 12:22 Порошенко и Зеленский проголосовали на выборах президента Украины Политика, 12:15 Посольство заявило об отсутствии россиян среди погибших на Шри-Ланке Общество, 12:01 8 причин начать свое дело: какой бизнес у людей, справившихся со страхом РБК и «Билайн» Бизнес, 12:00
Технологии и медиа ,  
0 
«Эффект Стрейзанд»: что произошло с аудиторией Telegram в России
В апреле российская аудитория мобильного приложения Telegram достигла максимума с начала измерений. В Роскомнадзоре это связывают с «эффектом Стрейзанд» и говорят, что в реальности мессенджером стали пользоваться меньше
Акция в поддержку свободного интернета в Москве, 30 апреля (Фото: Татьяна Макеева / Reuters)

Рекордный рост

Исследовательская компания Mediascope предоставила РБК последние данные об аудитории мобильного приложения Telegram в России. В апреле усредненное число хотя бы раз в день заходивших в мобильное приложение мессенджера, созданного Павлом Дуровым, достигло согласно измерениям Mediascope более 3,7 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек (100+).

Это рекорд с октября 2017 года, когда Mediascope стала измерять аудиторию на мобильных устройствах в городах 100+. В октябре число пользователей мобильного приложения Telegram не превышало 2,2 млн человек, в марте 2018-го — 2,8 млн. В апреле российская ежедневная аудитория приложения, таким образом, выросла по сравнению с предыдущим месяцем почти на 31%.

Данные по Москве подтверждают резко возросшую популярность приложения. Столичная ежедневная аудитория Telegram увеличилась месяц к месяцу на 45% — с почти 492 тыс. москвичей в возрасте 12–64 лет в марте до 711 тыс. в апреле.

Ежемесячная аудитория мобильного приложения Telegram, то есть число тех, кто пользовался мессенджером хотя бы раз в месяц, в апреле превысила 11,5 млн человек в городах 100+ и 2,2 млн в Москве. По сравнению с мартом это рост на 28 и 27% соответственно. В то же время данные Mediascope не дают представления, что делали пользователи в приложении — передали ли они сообщения, удалось ли им загрузить картинки или сделать звонок, — измеритель фиксирует лишь факт захода.

Данные по аудитории Telegram на десктопах — стационарных компьютерах и ноутбуках — в Mediascope не предоставили, так как пока в измерениях не учитывается специальное приложение для десктопов, что не позволяет составить представление о реальной аудитории мессенджера.

Как Mediascope измеряет аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на октябрь 2017 года, 1,7 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Упрощенно говоря, поведение выбранных 1,7 тыс. респондентов типично для всех россиян, проживающих в городах 100+.

Специальное программное обеспечение компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

У Mediascope есть также две панели, которые отслеживают интернет-предпочтения россиян на десктопах — стационарных компьютерах и ноутбуках. В результате исследователь может давать обобщенные данные по аудитории площадок на всех устройствах.

Mediascope сейчас единственная исследовательская компания, которая собирает в Рунете данные о реальных людях с конкретными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, род занятий и т.п.).

Кроме того, Mediascope с 2017 года является единственным уполномоченным Роскомнадзором измерителем телевизионной аудитории. Согласно принятым в 2016 году поправкам в законы «О СМИ» и «О рекламе» отслеживать телевизионные предпочтения россиян может только компания, наделенная соответствующими полномочиями от Роскомнадзора, доля иностранного капитала в которой не превышает 20%. Чтобы соответствовать этим требованиям, британский коммуникационный холдинг WPP летом 2016 года продал 80% TNS Russia (прежнее название Mediascope) структурам государственного ВЦИОМа.

«Эффект Стрейзанд»

Аудитория мобильного приложения Telegram резко выросла в России в месяц, когда Роскомнадзор добился в суде блокировки мессенджера. В середине апреля Таганский районный суд Москвы признал, что британская Telegram Messenger LLP, на которую оформлен сервис, вопреки нормам российского законодательства не передала ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. В результате Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов и операторы связи начали блокировать работу мессенджера. Пользователи стали обходить блокировку, используя VPN и прокси-сервисы.

В конце мая в интервью «Известиям» и в кулуарах Петербургского международного экономического форума руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что по результатам блокировки на разного рода устройствах деградация Telegram достигает 10–15%: не грузятся картинки, аудио- и видеозвонки, что «ведет к уменьшению числа пользователей».

«У простых пользователей, которые пользовались фэшн-каналами или какими-то другими, нет большой привязанности именно к этому мессенджеру, и они уходят. Таких людей, по нашим оценкам, около 20–25% от всех пользователей Telegram», — говорил Жаров «Известиям».

«Полагаю, что апрельские цифры Mediascope связаны с «эффектом Стрейзанд», — прокомментировал РБК результаты измерений Жаров. «Эффектом Стрейзанд» принято называть феномен, когда попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению. «При этом иные аналитические компании дают другие цифры», — добавил руководитель Роскомнадзора. По его словам, ведомство пользуется открытой аналитикой и прогнозами сторонних профессиональных компаний.

Трафик сообщений мессенджера Telegram сократился из-за его нестабильной работы, уверен директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Арсений Щельцин. По его словам, бóльшая часть аудитории использует продукт по инерции. «Число скачиваний самого приложения увеличилось, так как идет тотальный пиар продукта, — добавляет Щельцин. — Тем не менее трафик обмена сообщениями уменьшился, так как Telegram перестал быть сервисом для оперативных сообщений».

​Сейчас нет универсального инструмента, который бы позволял отследить, что пользователь делал в приложении, насколько был активен, остался ли удовлетворен сессией и т.п., констатирует председатель индустриального комитета по исследованиям российского офиса Internet Advertising Bureau Алексей Беляев.

Основатель Telegram Павел Дуров не ответил на вопросы РБК.

Фотогалерея 
Второй митинг в поддержку Telegram в Москве. Фоторепортаж

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет-торговля"