Лента новостей
В японском аэропорту отменили все рейсы из-за повреждения ВПП молнией Общество, 07:02 7 самых востребованных домашних гаджетов на новый лад РБК и Philips, 07:02 США ввели первые ограничения против Турции за покупку С-400 Политика, 07:01 Турция заявила об угрозе ослабления НАТО из-за конфликта вокруг С-400 Политика, 06:56 Самолет Utair вынужденно сел в аэропорту Екатеринбурга Общество, 06:31 Чиновники повысили базовые цены для участников крабовых аукционов Бизнес, 06:30 В Мексике в аварии с экскурсионным автобусом погибли 15 человек Общество, 06:14 Nordwind назвала причиной эвакуации рейса в Шереметьево посторонний запах Общество, 05:55 Порошенко во время заседания Европарламента разместился на «галерке» Политика, 05:43 Как собрать гардероб в деловую поездку с умом РБК Стиль и BOSS, 05:25 СМИ опубликовали видео эвакуации пассажиров из самолета в Шереметьево Общество, 05:17 В конгресс США внесли проект новых санкций против России Политика, 05:01 В Госдуме предложили в десять раз повысить штрафы за задержку багажа Общество, 04:55 Росавиация создала комиссию для расследования инцидента в Шереметьево Общество, 04:25
Технологии и медиа ,  
0 
«Эффект Стрейзанд»: что произошло с аудиторией Telegram в России
В апреле российская аудитория мобильного приложения Telegram достигла максимума с начала измерений. В Роскомнадзоре это связывают с «эффектом Стрейзанд» и говорят, что в реальности мессенджером стали пользоваться меньше
Акция в поддержку свободного интернета в Москве, 30 апреля (Фото: Татьяна Макеева / Reuters)

Рекордный рост

Исследовательская компания Mediascope предоставила РБК последние данные об аудитории мобильного приложения Telegram в России. В апреле усредненное число хотя бы раз в день заходивших в мобильное приложение мессенджера, созданного Павлом Дуровым, достигло согласно измерениям Mediascope более 3,7 млн россиян в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек (100+).

Это рекорд с октября 2017 года, когда Mediascope стала измерять аудиторию на мобильных устройствах в городах 100+. В октябре число пользователей мобильного приложения Telegram не превышало 2,2 млн человек, в марте 2018-го — 2,8 млн. В апреле российская ежедневная аудитория приложения, таким образом, выросла по сравнению с предыдущим месяцем почти на 31%.

Данные по Москве подтверждают резко возросшую популярность приложения. Столичная ежедневная аудитория Telegram увеличилась месяц к месяцу на 45% — с почти 492 тыс. москвичей в возрасте 12–64 лет в марте до 711 тыс. в апреле.

Ежемесячная аудитория мобильного приложения Telegram, то есть число тех, кто пользовался мессенджером хотя бы раз в месяц, в апреле превысила 11,5 млн человек в городах 100+ и 2,2 млн в Москве. По сравнению с мартом это рост на 28 и 27% соответственно. В то же время данные Mediascope не дают представления, что делали пользователи в приложении — передали ли они сообщения, удалось ли им загрузить картинки или сделать звонок, — измеритель фиксирует лишь факт захода.

Данные по аудитории Telegram на десктопах — стационарных компьютерах и ноутбуках — в Mediascope не предоставили, так как пока в измерениях не учитывается специальное приложение для десктопов, что не позволяет составить представление о реальной аудитории мессенджера.

Как Mediascope измеряет аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на октябрь 2017 года, 1,7 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Упрощенно говоря, поведение выбранных 1,7 тыс. респондентов типично для всех россиян, проживающих в городах 100+.

Специальное программное обеспечение компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

У Mediascope есть также две панели, которые отслеживают интернет-предпочтения россиян на десктопах — стационарных компьютерах и ноутбуках. В результате исследователь может давать обобщенные данные по аудитории площадок на всех устройствах.

Mediascope сейчас единственная исследовательская компания, которая собирает в Рунете данные о реальных людях с конкретными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, род занятий и т.п.).

Кроме того, Mediascope с 2017 года является единственным уполномоченным Роскомнадзором измерителем телевизионной аудитории. Согласно принятым в 2016 году поправкам в законы «О СМИ» и «О рекламе» отслеживать телевизионные предпочтения россиян может только компания, наделенная соответствующими полномочиями от Роскомнадзора, доля иностранного капитала в которой не превышает 20%. Чтобы соответствовать этим требованиям, британский коммуникационный холдинг WPP летом 2016 года продал 80% TNS Russia (прежнее название Mediascope) структурам государственного ВЦИОМа.

«Эффект Стрейзанд»

Аудитория мобильного приложения Telegram резко выросла в России в месяц, когда Роскомнадзор добился в суде блокировки мессенджера. В середине апреля Таганский районный суд Москвы признал, что британская Telegram Messenger LLP, на которую оформлен сервис, вопреки нормам российского законодательства не передала ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. В результате Роскомнадзор внес ресурсы Telegram в реестр запрещенных сайтов и операторы связи начали блокировать работу мессенджера. Пользователи стали обходить блокировку, используя VPN и прокси-сервисы.

В конце мая в интервью «Известиям» и в кулуарах Петербургского международного экономического форума руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что по результатам блокировки на разного рода устройствах деградация Telegram достигает 10–15%: не грузятся картинки, аудио- и видеозвонки, что «ведет к уменьшению числа пользователей».

«У простых пользователей, которые пользовались фэшн-каналами или какими-то другими, нет большой привязанности именно к этому мессенджеру, и они уходят. Таких людей, по нашим оценкам, около 20–25% от всех пользователей Telegram», — говорил Жаров «Известиям».

«Полагаю, что апрельские цифры Mediascope связаны с «эффектом Стрейзанд», — прокомментировал РБК результаты измерений Жаров. «Эффектом Стрейзанд» принято называть феномен, когда попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению. «При этом иные аналитические компании дают другие цифры», — добавил руководитель Роскомнадзора. По его словам, ведомство пользуется открытой аналитикой и прогнозами сторонних профессиональных компаний.

Трафик сообщений мессенджера Telegram сократился из-за его нестабильной работы, уверен директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна Арсений Щельцин. По его словам, бóльшая часть аудитории использует продукт по инерции. «Число скачиваний самого приложения увеличилось, так как идет тотальный пиар продукта, — добавляет Щельцин. — Тем не менее трафик обмена сообщениями уменьшился, так как Telegram перестал быть сервисом для оперативных сообщений».

​Сейчас нет универсального инструмента, который бы позволял отследить, что пользователь делал в приложении, насколько был активен, остался ли удовлетворен сессией и т.п., констатирует председатель индустриального комитета по исследованиям российского офиса Internet Advertising Bureau Алексей Беляев.

Основатель Telegram Павел Дуров не ответил на вопросы РБК.

Фотогалерея 
Второй митинг в поддержку Telegram в Москве. Фоторепортаж

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет-торговля"