Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Бизнес пожаловался на требования к курьерам в Петербурге

Бизнес попросил власти Петербурга о моратории на применение штрафов для курьеров. Для доставки ввели новые требования, но на подготовку к ним, по версии компаний, времени не дали
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Ассоциация транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний «МАКС», Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) попросили власти Санкт-Петербурга ввести мораторий на привлечение курьеров к ответственности за нарушение недавно принятых в городе требований.

Речь идет об опубликованных в середине июня постановлениях губернатора и комитета города по транспорту, согласно которым курьерам предписали иметь опрятный вид, светоотражающие элементы и идентификационный номер на одежде, термосумке и транспорте. Скорость на тротуарах и в пешеходных зонах была ограничена до 10 км/ч, а движение по ряду улиц в семи районах города с большим количеством пешеходов полностью запрещено, в том числе на Исаакиевской площади, Английской и Адмиралтейской набережных, Гороховой, Большой и Малой Морских улицах, Загородному проспекту.

Требования, касающиеся стоп-зон и скорости передвижения, вступили в силу 1 июля, требования к внешнему виду курьеров, включая одежду, сумку и номер на транспортном средстве, — с 15-го.

В Петербурге предложили ограничить работу курьеров на электросамокатах
Общество
Фото:Александр Демьянчук / ТАСС

Фиксировать массовые случаи составления протоколов об административном нарушении и наложения штрафов по новым требованиям участники рынка начали сразу после этой даты. То есть с момента публикации до начала применения штрафов к курьерам и компаниям прошло 20 дней, что является слишком маленьким сроком, по словам нескольких участников рынка. «Выполнение некоторых пунктов требует более значительной проработки, а также существенных временных и финансовых затрат для подготовки к их реализации. Например, требования к размещению номеров и светоотражающих элементов на форме и термосумках предполагают производство формы и термосумок в новом формате. Чтобы выдавать курьерам в Санкт-Петербурге такую экипировку, необходимо заново пройти длинный цикл от разработки до производства, который может занять до полугода», — указал представитель сервисов доставки «Яндекса». Он дополнил, что могут потребоваться тысячи термосумок и униформы, и произвести такой объем в сжатые сроки невозможно.

«Купер» для выполнения новых норм был вынужден в кратчайшие сроки перераспределить запасы экипировки курьеров, предназначавшейся для Москвы, и отправить ее в Санкт-Петербург, сообщил РБК представитель компании. Он также оценил срок полного перехода на новую экипировку в шесть месяцев.

Неопределенность новых требований затрудняет работу в текущих условиях, подтвердил представитель X5 Group. «Бизнес сталкивается с отсутствием официальной информации по ключевым вопросам, таким как порядок информационного обмена, правила нумерации курьеров, требования к форменной одежде, а также другие положения, затрагивающие организацию курьерской доставки», — заявил представитель компании.

Помимо этого, участники рынка указывают на отсутствие механизма подтверждения соответствия транспорта курьеров требованиям при проверке ГАИ, что приводит к штрафам до 5 тыс. руб. в отношении курьеров и до 500 тыс. руб. — служб доставки, а также изъятию транспорта.

Что предлагают игроки рынка

Ассоциация «МАКС» в своем письме председателю комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентину Енокаеву и председателю комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Андрею Голомбиевскому просит ввести мораторий на привлечение курьеров к ответственности за нарушение требований: на шесть месяцев — за отсутствие светоотражающих элементов и номера на одежде, на четыре месяца — за неправильный вид термосумки, на три месяца — за отсутствие специальных номеров на транспорте. Копии писем есть у РБК, их подлинность подтвердил представитель ассоциации.

АКИТ и АКОРТ просят проработать необходимые технологические решения, разработать недостающие регламенты и устранить правовую неопределенность, а до устранения всех пробелов в постановлениях ввести мораторий на применение штрафов. «Такая практика применяется повсеместно в цивилизованном законодательном поле: при введении каких-либо изменений отводится срок на адаптацию, и только после него вступают в силу положения о штрафных санкциях», — указывает президент АКИТ Артем Соколов. По его словам, ассоциации впервые столкнулись с практически полным отсутствием диалога с инициаторами нововведений.

Ассоциации попросили власти Петербурга перенести сроки введения ограничений скорости и запретных зон на 1 января 2026 года, чтобы отрасль успела подготовить технические регламенты и протестировать решения. Требования к реестрам, ID-номерам и внешнему виду курьеров просят отложить до 1 апреля следующего года, ограничения скорости для средств индивидуальной мобильности и велосипедов установить в рамках правил дорожного движения (25 км/ч), а ограничение в 10 км/ч — применять только в чувствительных зонах (школы, парки).

Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов указал на техническую невозможность ограничить скорость средств индивидуальной мобильности и электровелосипедов до 10 км/ч, поскольку устройств, позволяющих это сделать, с его слов, на рынке нет, а существующие системы дорожного мониторинга не обеспечивают точность фиксации такой низкой скорости, так как она находится в пределах погрешности. «Учитывая все эти риски и недочеты, мы предложили руководству города проработать вопрос об ограничении движения курьеров на отдельных городских улицах, площадях и зонах зеленых насаждений, одновременно усилив контроль со стороны сервисов доставки и городских служб за соблюдением ПДД курьерами», — рассказал Богданов. В АКОРТ также считают нелогичным размещать идентификационные номера на фирменной одежде, поскольку не все сервисы обеспечивают курьеров формой. МАКС также предлагает полностью исключить требования по номерам на одежде.

Богданов напомнил, что в Москве аналогичное регулирование заняло 13 месяцев поэтапной подготовки, включая согласование и тестирование. При этом в Москве стандарты работы курьерских сервисов предписывают, что максимальная скорость электровелосипеда должна составлять 25 км/ч, и нет полного запрета на передвижение курьеров в определенных районах.

Какими будут последствия

По словам президента АКИТ, с середины июля курьерам выписывают предписания с последующим судом и штрафами в отношении компаний доставки и их исполнителей. Часть курьеров, по словам одного из участников рынка, отказались выходить на смену из-за опасений возможных проверок. Соколов также подтвердил, что по итогам проходящих рейдов инспекторов ГАИ компании испытывают большие потери курьеров, дефицит которых был и до введенного регулирования.

«Такое скоропалительное вступление в силу изменений прежде всего ударит по жителям Санкт-Петербурга. На доставку продуктов из магазинов и готовой еды из местного общепита в общей структуре рынка интернет-торговли Северной столицы, по данным АКИТ, приходится 27% — почти треть от всех покупок в интернете», — подчеркнул Соколов. За первое полугодие петербуржцы потратили на эту категорию 89 млрд руб., что почти на 53% выше показателя аналогичного периода прошлого года.

По оценке президента ассоциации «МАКС» Александра Митюкова, в первую очередь от нововведения страдают малые и средние предприятия, пользующиеся услугами доставки, простые горожане и курьеры-партнеры. «Текущий формат и интенсивность проверок со стороны МВД и комитетов города приведет к разбалансировке рынка доставки в Санкт-Петербурге», — опасается Митюков. Это, по его оценке, может привести к увеличению стоимости доставки и снижению ее доступности для конечных потребителей.

Полный запрет на велодоставку и перевозки товаров в нескольких центральных районах города вызовет существенное увеличение стоимости услуг для горожан и увеличит сроки исполнения заказов с текущих 15–30 минут до нескольких часов, уверен председатель президиума АКОРТ. Введение запретных зон без утвержденной карты, по его оценке, может парализовать до 70% доставки продуктов, еды, лекарств и товаров. «Сервисы будут вынуждены заменить экологически чистый и компактный транспорт курьеров на автомобили и мотоциклы, что ухудшит дорожную ситуацию в центре города. Курьерам на авто потребуется временная парковка для загрузки и выгрузки, а такие места в центре Санкт-Петербурга практически отсутствуют», — указал Богданов.

При этом иностранный гражданин может быть депортирован из страны, если он дважды и более привлекался к административной ответственности, отметили несколько участников рынка. По данным МАКС, в Санкт-Петербурге среди курьеров примерно 20% — мигранты. Если мигрантов ограничат в работе в доставке, будет сильный кадровый дефицит, полагает Митюков. «Компании будут вынуждены повышать выплаты курьерам, чтобы удержать их и поддерживать привычный уровень качества и скорости услуги для конечных потребителей. По нашим экспертным оценкам, стоимость доставки может возрасти в два раза, а вознаграждения курьерам вынужденно вырастут в среднем на 25%», — прогнозирует он.

Представитель МВД перенаправил вопрос РБК в органы власти Санкт-Петербурга. РБК направил запросы в пресс-службы администрации Санкт-Петербурга, комитет по транспорту и комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности города.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 04:42
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 04:42
МАГАТЭ сообщило об утрате защитных функций новым саркофагом АЭС Чернобыля Общество, 04:27
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
В Ирландии начали расследование пролета дронов близ самолета Зеленского Политика, 03:49
В Рязани упали обломки беспилотников Политика, 03:19
Сырский назвал неприемлемым отказ Украины от территорий Политика, 03:14
В Киеве, Чернигове и Днепре прогремели взрывы Политика, 02:48
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39