Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК ,  
0 
Эксклюзив

Власти предложили придумать альтернативу слову «маркетплейс»

Правительство предложило доработать законопроект о маркетплейсах
Торговые площадки должны иметь возможность чаще, чем раз в год, вносить изменения в условия работы с продавцами, а у самого слова «маркетплейс» должна быть альтернатива. Власти предложили доработать законопроект об онлайн-торговле
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Из так называемого законопроекта о маркетплейсах необходимо исключить, в частности, положения о ограничении количества изменений, которые площадки могут вносить в договор оферты с партнерами, говорится в отзыве правительства. Кроме того, власти считают необходимым придумать альтернативу слову «маркетплейс» (альтернативные термины не приводятся).

Проект документа есть у РБК, его подлинность подтвердили несколько участников рынка электронной торговли, принимающие участие в обсуждении инициативы.

О каком законопроекте идет речь

В сентябре 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность за недостоверную информацию на платформах и некачественный товар. В документе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить в договоры один раз в год; запретить им блокировать личные кабинеты партнеров и взыскивать с них штрафы без согласия последних.

Представители отрасли интернет-торговли отмечали, что принятие законопроекта в таком виде может привести к росту стоимости товаров, увеличению на рынке контрафакта и фальсификата, а также сокращению запуска новых сервисов для удобства продавцов и покупателей.

Что предложили доработать

  • Необходимость отказаться от ограничений на количество изменений в контрактах между площадками и продавцами в правительстве объясняют так: «Ограничение частоты изменений условий договоров не позволит учитывать изменения рыночной конъюнктуры, сезонность в продаже товаров, изменения логистических цепочек и иные факторы, которые могут требовать от агрегатора информации изменения тарифов и комиссий». В то же время, как следует из отзыва, правительство предложило установить особые условия для изменения существенных положений договоров и порядок их корректировки, например: не чаще одного раза в три месяца или при определенных обстоятельствах.
  • Также нужно отказаться от идеи запретить маркетплейсам штрафовать контрагентов и блокировать их личные кабинеты — из-за этого у площадок исчезнет возможность взыскивать средства с недобросовестных продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, пресекать незаконную деятельность. В то же время в отзыве предлагается предусмотреть лишь блокировку отдельных функций в личном кабинете, чтобы пользователи не потеряли доступ ко всей информации и документам.
  • Правительство также просит авторов законопроекта разъяснить, зачем нужно запрещать интернет-площадкам продажу собственных торговых марок (СТМ), в том числе технологически сложных товаров, а также почему нужно расширять ответственность маркетплейсов за некачественный товар. В качестве варианта решения проблемы предлагается рассмотреть прямую коммуникацию между потребителями и продавцами непосредственно на площадке.

В правительстве не ответили на вопросы РБК.

Директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин уже после публикации материала сообщил, что они разделяют «необходимость регулирования отдельных аспектов отрасли электронной торговли», но считают, что часть предлагаемых инициатив требует дополнительного анализа, например, требование об ограничении на возможность корректировать условия оферты. «Это требование несовместимо с реальным ведением бизнеса электронных торговых площадок, в работе которых требуется гибкость и оперативная донастройка условий взаимодействия. Потребность в изменениях может быть обусловлена различными причинами, и далеко не всегда — по инициативе самой площадки», — отметил он, дополнив, что такие изменения могут быть направлены и на пользу покупателей и продавцов, в том числе связаны с изменением госрегулирования.

РБК направил запросы в Минпромторг, Минцифры и другие ведомства, участвовавшие в подготовке отзыва.

На какой еще доработке настаивает бизнес

Представители отрасли настаивают на необходимости дальнейшей проработки законопроекта. Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил, что в отзыве правительства учтены существенные замечания отрасли, но указал на необходимость доработки пункта о регулировании оферты: «Жесткие рамки изменений, изначально направленные на замедление роста цен, по сути, приведут к невозможности своевременного запуска акций, рекламных и финансовых продуктов для продавцов, а также новых мер поддержки малого и среднего бизнеса».

В Ozon увидели риск роста цен из-за законопроекта о маркетплейсах
Технологии и медиа
Фото:Владислав Шатило / РБК

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, предложение правительства установить особые условия внесения изменений в договор «требует очень тщательной проработки, поскольку потенциально содержит в себе те же риски, что и предложение первой версии законопроекта о запрете изменения оферты один раз в год».

По словам еще одного источника РБК на рынке цифровых платформ, расширение ответственности площадок за качество товара может привести к тому, что маркетплейсы будут требовать от продавцов больше документов, подтверждающих качество, и проводить больше проверок. «Это дополнительный барьер для ведения бизнеса, из-за которого увеличатся сроки вывода товара на рынок. А для малых онлайн-предпринимателей может и вовсе закрыться доступ к каналу продаж», — говорит собеседник РБК.

Сергей Беляков отметил, что требование расширить ответственность за некачественный товар «убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов». С этим согласен представитель Wildberries. Он напомнил, что маркетплейсы в первую очередь являются информационными посредниками между продавцами и покупателями и «в некоторых случаях даже не видят товар», например когда продавец сам доставляет заказ.

В Wildberries поддержали передачу маркетплейсам права сбора налогов
Технологии и медиа
Татьяна Бакальчук

Запрет на продажу СТМ представитель «Яндекс Маркета» называет «прямым ограничением конкуренции». «СТМ предоставляет широкий ассортимент товаров на площадке в тех нишах, где недостаточно продавцов или нет товаров определенных характеристик. Большой ассортимент позволяет привлекать большее количество покупателей на площадку, в том числе в смежных категориях товаров. Наконец, часть товаров СТМ «Яндекс Маркета» — это продукция российских производителей», — рассуждает он.

По словам президента АКИТ, запрет на продажу СТМ «не только противоречит свободе предпринимательства, но и может привести к «товарным ямам», поскольку такие товары появляются именно в тех группах, где слабо представлен ассортимент».

Представитель Avito отметил, что, хотя компания не является маркетплейсом, ряд положений законопроекта может затронуть и их бизнес, поэтому они также участвуют в обсуждениях. Он напомнил, что у Avito нет собственных складов для хранения товаров и всю ответственность за их качество несут продавцы. Также эта площадка выступает за отмену запрета на блокировку личных кабинетов, поскольку он помешает пресекать действия недобросовестных пользователей. «Сейчас можно оперативно выявить нарушителей и закрыть им доступ к платформе. Это обеспечивает высокий уровень безопасности», — отметил представитель Avito.

уже после публикации материала

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила четыре беспилотника над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39