Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Российский Ан-124 прилетел в Аргентину на поиски пропавшей подлодки 07:15, Общество Мединский не исключил претензии к «Сатирикону» после получения гранта 06:22, Общество В Крыму выставили на продажу одно из старейших винных предприятий 06:03, Бизнес Власти Праги решили переписать табличку на памятнике маршалу Коневу 05:35, Общество Состояние главы Amazon в «черную пятницу» выросло до $100 млрд 05:18, Бизнес В Бразилии неизвестные напали на вице-консула США 04:50, Общество В Приморье уничтожили найденную в поле 100-килограммовую авиабомбу 04:35, Общество Трамп отказался становиться человеком года по версии Time 03:55, Политика Власти Грузии уточнили число жертв пожара в отеле «Леогранд» в Батуми 03:46, Общество В мире завершилась «черная пятница». Фотогалерея 03:09, Фотогалерея  На юге Турции произошло землетрясение магнитудой 5,1 03:00, Общество Главком армии Украины сообщил о подготовке к вводу миротворцев в Донбасс 02:44, Политика УЕФА обвинил болельщиков «Зенита» в расизме 02:40, Общество Ростуризм напомнил российским туристам в Египте о мерах предосторожности 01:50, Общество Учи язык и путешествуй: где побывать в Великобритании 01:15, Спецпроект РБК Reuters сообщил о занижении США численности войск в Сирии в четыре раза 00:59, Политика Банк BNP Paribas отказался поддерживать табачные компании 00:54, Общество Эрдоган рассказал о достигнутой по телефону договоренности с Трампом 00:40, Политика Число жертв пожара в гостинице в Батуми достигло 12 человек 24 ноя, 23:57, Общество СМИ узнали об аресте экс-продюсера канала TRT по делу об убийстве Карлова 24 ноя, 23:48, Политика Прокуратура начала проверку взрыва газа в Мурманске 24 ноя, 23:47, Общество Госкино Украины прокомментировало возможность запрета сериала «Сваты» 24 ноя, 23:31, Общество «Росгосстрах» полностью обновил свой состав директоров 24 ноя, 23:30, Бизнес При пожаре в гостинице в Батуми погибли четыре человека 24 ноя, 23:07, Общество Захарченко поздравил Пасечника со вступлением в должность главы ЛНР 24 ноя, 22:56, Политика В погоне за компромиссом: чем завершился саммит ЕС и постсоветских стран 24 ноя, 22:13, Политика С продуктовой базы в Москве похитили более 300 кг красной икры 24 ноя, 22:04, Общество Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по боевикам в Дейр-эз-Зоре 24 ноя, 22:01, Политика
Партнеры и Михайлов: кто обогатился на рекламном контракте с РЖД
Технологии и медиа, 19 дек, 2014 00:55
0
Партнеры и Михайлов: кто обогатился на рекламном контракте с РЖД
Как выяснил РБК, основным владельцем компании «Лайса», получившей 15-летний контракт на продажу всей рекламы «Российских железных дорог», был Виталий Кривенко, работавший заместителем начальника корпоративных коммуникаций РЖД. Сам Кривенко, давний соратник гендиректора ТАСС Сергея Михайлова, уверяет, что приобрел долю в «Лайсе» уже после того, как покинул монополию
Фото: ТАСС

Загадочная «Лайса»

«Лайса» с 2006 года является официальным представителем ОАО «РЖД» «в сфере рекламно-информационной деятельности на всей сети железных дорог», указано на сайте агентства. Восемь лет назад компания выиграла объявленный монополией конкурс на реализацию всех ее рекламных возможностей. На какой срок и на каких условиях «Лайса» стала эксклюзивным рекламным подрядчиком, тогда не сообщалось.

Лишь из материалов судебных разбирательств, в которых участвовала «Лайса», можно узнать, что конкурс №232 от 30 марта 2006 года был закрытым, то есть в нем участвовали только компании, получившие приглашение от РЖД. По результатам конкурса 28 сентября 2006 года ОАО «РЖД» заключило с ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса» генеральный договор №623к/т на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах монополии. Контракт, указано в судебных материалах, был подписан в соответствии с распоряжением №2611р «Об организации рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД». Это распоряжение, однако, было принято позже, чем оформлен сам договор, – только 29 декабря 2006 года.

Договор с «Лайсой» действует до 31 декабря 2016 года, следует из судебных материалов, но дополнительное соглашение предусматривает пролонгацию еще на пять лет. Именно поэтому в апреле этого года «Лайсу» купила «Сити Сайн Групп».

ООО «Сити Сайн Групп», по данным ЕГРЮЛ, на 50% принадлежит ООО «Региональные проекты», учредителями которого являются Ромео Геворкян (50%), Баграт Газарян (49%) и Игорь Гончаров (1%). Владелец других 50% «Сити Сайн Групп» –Сергей Колушев, основатель и исполнительный директор PR-агентства Eventica. Оно известно в первую очередь как организатор некогда очень престижного мероприятия – Российского экономического форума в Лондоне, участниками которого в прошлом десятилетии были и высокопоставленные чиновники, и топ-менеджеры крупнейших отечественных компаний.

В октябре этого года учредители ООО «Сити Сайн Групп» приняли решение о присоединении этой компании к  ЗАО «Железнодорожное агентство «Лайса».

Гендиректор «Сити Сайн Групп», с мая возглавивший также и «Лайсу», Армен Газарян ранее отказывался сообщить, у кого была приобретена компания. Он лишь уточнял, что было куплено только российское юрлицо, на которое оформлен договор с РЖД.

Владельцы «Чупаросы»

«Лайса», как указано на ее сайте, работает на рекламном рынке с 1994 года. До сентября 2006-го, когда она стала эксклюзивным рекламным подрядчиком монополии, ее учредителем СПАРК называет ООО «Техинвест», основным владельцем которого, по данным на 2004 год, являлся Фонд поддержки научных исследований и разработок на железнодорожном транспорте. Затем владельцем «Лайсы» стала кипрская «Си Ти Дримз Лтд», а с 2008 года ее сменила также кипрская «Чупароса Инвестментс Лтд». Именно «Чупароса» минувшей весной и выступила продавцом «Лайсы».

Учредителям «Чупаросы», в свою очередь, являются компании, зарегистрированные в других иностранных юрисдикциях, чьи бенефициары по открытым источникам не прослеживаются. Структуру собственности «Чупаросы» раскрыло в своих материалах ОАО «РВ-Медиа», 74,9% которого на 30 сентября этого года принадлежит «Лайсе», а оставшиеся 25,1% – ОАО «РЖД – Развитие вокзалов», которое через ООО «Система Сервис» сейчас контролирует Сергей Пак.

По состоянию на 31 декабря 2013 года бенефициаром 47,5% «Чупаросы» через цепочку компаний был, по сведениям «РВ-Медиа», Виталий Витальевич Кривенко, 42,5% – Василий Юрьевич Толстиков. Бенефициары оставшихся 10% «Чупаросы» не раскрываются. Известно лишь, что 1,24% принадлежит кипрской «Рио Лтд», учрежденной, в свою очередь, компанией на Барбадосе, а 8,76% – зарегистрированной на Британских Виргинских островах «Голден Игл Инвест Лтд».

«Номер шестнадцатый»

Виталий Кривенко – один из многолетних партнеров нынешнего гендиректора ФГУП «ИТАР-ТАСС» Сергея Михайлова. В PR-агентство «Михайлов и партнеры» Кривенко пришел еще в 1993 году.

«Через пару недель после тех событий [октября 1993-го] Антон [Нискин; один из основателей агентства «Михайлов и партнеры»] звонит и говорит, что они с Михайловым затеяли новое дело, им нужен человек, – вспоминал Кривенко в выпущенной к 20-летию агентства книге «От создателей культа». – Я говорю: Антоша, я тут каким боком, я же в рекламе ни бэ, ни мэ... А он уверяет, что это и не реклама вовсе, а совсем-совсем новое дело, невиданное-неслыханное...»

В 2000 году Кривенко стал гендиректором «Михайлов и партнеры» (Михайлов при этом оставался управляющим партнером). «Агентство изначально было дуалистично по своему устройству благодаря тандему Михайлова и Кривенко, – пишет в книге «От создателей культа» работавшая в агентстве с 1995 по 2008 год Елена Филякина. – И весь коллектив выстраивался по незримым силовым линям этих двух полюсов. Были люди Кривенко и были люди Михайлова, совершенно полярные по своим типажам».

В 2004-м Сергей Михайлов покинул созданное им агентство, став сначала советником президента РЖД, а затем в 2006-м –начальником департамента корпоративных коммуникаций. В том же году в РЖД на должность заместителя Михайлова переходит и Кривенко.  «Мне говорили: зачем уходить, ты тут первый, а в РЖД твой номер шестнадцатый... Но я уже не мог рулить ни физически, ни психологически. Ты приходишь на работу, а у тебя там одна педаль под столом – газ [...] По большому счету я сделал для агентства все, что мог», – объяснял свой выбор в книге «От создателей культа» Кривенко.

Михайлов проработал в РЖД до сентября 2012 года, когда распоряжением премьера Дмитрия Медведева был назначен гендиректором ТАСС. Кривенко покинул РЖД в октябре 2011 года, уточнили в пресс-службе монополии. Но по сентябрь 2012-го Кривенко по-прежнему входил в совет директоров ОАО «Газета «Гудок», принадлежащего РЖД, свидетельствуют материалы этого ОАО.

Сейчас Кривенко, по данным СПАРК, возглавляет московское представительство британской Axioma Capital LLP.

В ЗАО «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» Кривенко в 2002 году, по данным СПАРК, принадлежало 5%. В апреле этого года акционерами ЗАО являлись зарегистрированные на Кипре компании, в том числе и «Рио Лтд» (8,2%). Эта компания по состоянию на 31 декабря 2013 года была и одним из владельцев «Лайсы».

Кривенко сообщил РБК, что, после того как покинул РЖД, вновь стал совладельцем агентства «Михайлов и партнеры», но размер своей доли не уточнил.

Нарушений не выявили

Конкурс в марте 2006-го проходил в соответствии с требованиями федерального​ законодательства, ответила на запрос РБК пресс-служба РЖД. Она утверждает: конкурсные процедуры всегда проходят многоуровневую проверку и многократно аудировались компетентными государственными органами, в том числе и по вопросам о бенефициарах. После запроса РБК, сообщили в пресс-службе монополии, была проведена внутренняя проверка по выбору «Лайсы» рекламным подрядчиком РЖД, и «никаких нарушений выявлено не было»: в период работы в РЖД Кривенко не был акционером «Лайсы».

Сергей Михайлов также заверил РБК, что, работая в РЖД, Кривенко не мог быть бенефициаром «Лайсы». Сам Кривенко заявил, что стал совладельцем «Лайсы» только в декабре 2012 года. «Я, разумеется, знал, что это за компания», – добавил бывший топ-менеджер РЖД. У кого был приобретен пакет, Кривенко уточнить отказался. Не стал он рассказывать ничего и про своего партнера по «Лайсе» Василия Толстикова.

Пресс-служба РЖД не ответила на вопрос РБК, работал ли Толстиков когда-либо в структурах монополии. Опрошенные РБК знакомые Кривенко говорят, что фамилия Толстиков им не известна.

Василий Юрьевич Толстиков, по информации СПАРК, является президентом Северо-Западной федерации межрегиональной федерации хоккея. Он же является гендиректором петербургской компании «Сталь-Инвест», которая, как указано на ее сайте, оказывает «консультационные услуги по управлению активами на российском и международных финансовых рынках». В ООО «Сталь-Инвест» Толстикову, по данным ЕГРЮЛ на март 2013 года, принадлежало 34%. В «Сталь-Инвесте» корреспондента РБК не смогли связать с гендиректором.

$30 млн минимум

Сумму, за которую была продана «Лайса», Кривенко не назвал, отметив лишь, что это была «достаточно выгодная инвестиция».

В начале этого года на «Лайсу» претендовал крупнейший в стране оператор наружной рекламы Russ Outdoor, рассказывал РБК источник, знакомый с руководством к «Лайсы». Russ Outdoor хотел купить только 51% «Лайсы», что не устроило продавца, подтверждает источник, близкий к Russ Outdoor.

Russ Outdoor оценивал весь бизнес «Лайсы» примерно в $30 млн (около 1,07 млрд руб. на конец марта этого года), «Сити Сайн Групп» заплатила больше, утверждает второй собеседник РБК.

Кривенко интерес Russ Outdoor к «Лайсе» не прокомментировал. Отказались от комментариев и в пресс-службе Russ Outdoor.

С рекламными конструкциями, установленными в полосах отвода железнодорожного полотна, «Лайса», по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», по итогам 2013 года была 15-м по доходам оператором наружной рекламы в стране. Ее возможную прошлогоднюю рекламную выручку «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 278,5 млн руб. Для сравнения: у лидера рынка Russ Outdoor – почти 8,4 млрд руб.

На октябрь 2013 года «Лайса» располагала 240 рекламными поверхностями общей площадью 9,6 тыс. кв. м, из них 148 поверхностей общей площадью 7,9 тыс. кв. м находились в Москве, свидетельствуют результаты мониторинга «ЭСПАР-Аналитик» в 50 крупнейших городах страны. На октябрь этого года число поверхностей снизилось до 186 по всей России и до 93 в Москве, их площадь сократилась до 8,2 тыс. и 6,5 тыс. кв. м соответственно. За январь–октябрь этого года выручка «Лайсы» могла составить, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», почти 229 млн руб.

Но наружная реклама – лишь часть бизнеса «Лайсы». Компания также размещает рекламу внутри железнодорожных вокзалов, расклеивает стикеры в электричках и поездах дальнего следования и т.д. В 2013 году выручка ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса» по РСБУ, по данным СПАРК,  достигла 601 млн руб., прибыль от продаж – 215,5 млн руб., чистая прибыль – 167,5 млн руб.

Бывшие собственники «Лайсы» пока получили не все причитающиеся, по их мнению, деньги. В минувшем октябре кипрская «Чупароса» подала в Арбитражный суд Москвы иск к ЗАО «Железнодорожное агентство «Лайса» на 27,4 млн руб.

Гендиректор «Сити Сайн Групп» и «Лайсы» Армен Газарян на запрос РБК не ответил. Речь идет о части дивидендов за предшествующий сделке период, которые должны были получить прежние владельцы «Лайсы», объяснил Кривенко.

Очередное слушание по этому спору состоится в феврале 2015 года.