Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

В «МегаФоне» рассказали о причинах перебоев со связью

Неудачное обновление софта для телекоммуникационного оборудования стало причиной крупного сбоя в работе мобильного оператора «МегаФон». 19 мая в Москве и нескольких городах Поволжья в течение нескольких часов были недоступны услуги оператора
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В пятницу 19 мая в сети «МегаФона» в Москве и нескольких крупных городов Поволжья наблюдались проблемы со связью. К вечеру оператор, входящий в российскую «большую тройку», сообщил, что восстановил связь в Самаре, Казани, Саратове, а в Москве и области увеличил уровень успешности голосовых вызовов до 93%. В одиннадцатом часу вечера "Мегафон" в своем официальном канале в Telegram сообщил о полном восстановлении сети в Москве и Поволжье.

Как сообщил директор по связям с общественностью «МегаФона» Петр Лидов, это крупнейший сбой в работе сети оператора за последние несколько лет. Он произошел из-за ошибки программного обеспечения Hewlett Packard, установленного на системе обработки данных оператора.

Ранее в компании заявляли, произошедший сбой никак не связан с вирусом WannaCry. Этот вирус 12 мая поразил компьютеры во многих странах мира, в России были зафиксированы атаки на «МегаФон», «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), МВД, сообщалось о проблемах и в других ведомствах и компаниях. Программа зашифровывает данные на компьютере и требует заплатить за них «выкуп». Кто стоит за этой кибератакой, пока неизвестно.

Что известно об атаке хакеров на Россию
Общество
Фото:Alex Domanski / Reuters

Первоначально компания в ответ на жалобы клиентов в Twitter признала наличие «массовых сложностей со связью». Клиенты сообщали о проблемах с голосовой связью и мобильным интернетом в нескольких городах России, включая Москву, Уфу, Самару, Нижний Новгород.

Из-за произошедшего сбоя, как сообщала компания, успешность дозвона упала на 30%. «МегаФон» посоветовал клиентам пользоваться мессенджерами.

Жалобы из регионов также поступили на «Скартел» (бренд Yota), который работает на сети «МегаФона». На перебои со связью пожаловалась в пятницу и ФАС, однако в ведомстве уточнили, что проблемы не связаны с «МегаФоном». В свою очередь, в МЧС России заявили, что перебои у «МегаФона» не сказались на работе ведомства, система управления и связи работает в штатном режиме.

Неудачное обновление программного обеспечения​

Источник РБК, близкий к одному из крупных сотовых операторов, предположил, что сбой в сети «МегаФона» могла вызвать проблема в UDR — базе данных, в которой хранится информация об абонентах. Такую же версию выдвинул аналитик «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Он объяснил, что базы UDR содержат данные о том, какие услуги подключены у клиента, какая у него приоритетность. Анкилов склоняется к тому, что первопричиной сбоя могло быть обновление программного обеспечения телекоммуникационного оборудования.

По словам генерального директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, по симптомам похоже, что произошла проблема с программным обеспечением оборудования, которая в итоге привела к сбою другого элемента — HLR. «HLR — это домашний регистр абонентов, который позволяет идентифицировать абонента в сети и какие услуги ему можно оказывать, — объясняет Кусков. — В случае сбоя с базой абоненты не могут пользоваться теми услугами, за которые они заплатили деньги — голосовая связь, SMS, интернет». Он не исключает, что сбои могут касаться и платежей, поскольку в платежных терминалах также установлены сим-карты. При этом, по его словам, сотрудники оператора могли бы моментально загрузить копию базы HLR и восстановить сеть, однако это, видимо, не сработало. «Это значит, что проблемы с ПО вывели из строя не только HLR, но еще что-то», — резюмирует Кусков.
К тому же выводу пришел собеседник РБК в одном из производителей телекоммуникационного оборудования. По его словам, в час пик обновленное ПО не справилось с нагрузкой. Собеседник утверждает, что связь стала недоступной в 12:00 в пятницу, 19 мая, сначала в Самаре, затем в Нижнем Новгороде, после чего поломка дошла до Москвы. Он отметил, что на полное восстановление сети в таких случаях обычно требуется шесть часов.

Представитель Huawei, на телекоммуникационном оборудовании которого работает «МегаФон», сказал РБК, что проблема не на их стороне. В российском подразделении Cisco, с кем также сотрудничает оператор, от комментариев отказались. Представители крупных производителей оборудования Ericsson, Nokia и ZTE также отказались от комментариев.

По данным AC&M Consulting, на конец 2016 года у «МегаФона» в России было 75,6 млн абонентов. По этому показателю компания занимала второе место на рынке после МТС с долей в 30%.

Моральный ущерб потребителей

Константин Анкилов считает, что эта авария не обернется для «МегаФона» долгосрочными последствиями. «От разовых сетевых сбоев никто не застрахован, а мнение абонентов об операторе формируется не за один день, — рассуждает аналитик. — Проблемы могут быть, если неполадки с сотовой связью будут регулярными. В данном случае, скорее всего, проблема будет устранена за несколько часов».

Глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков заявил РБК, что по закону потребитель имеет право предъявить оператору претензии из-за перебоев связи или ее отсутствия. И даже вправе потребовать соответствующего уменьшения цены за услугу. «Если, например, связи не было сутки, запросить у оператора перерасчет. Это прописано в законе «О защите прав потребителей» (ст. 29 «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы/ оказанной услуги»). Но для этого ему нужно иметь доказательства. И лучше, чтобы факт отсутствия связи был как-то документально зафиксирован. Можно, в частности, направить по электронной почте в службу поддержки оператора письмо, и получить их ответ. Такое доказательство в суде будет признано достаточным», — рассказал эксперт.

Как отметил Аншаков, также потребитель вправе потребовать от оператора возместить убытки из-за отсутствия связи. «Но доказать прямые убытки от отсутствия связи будет сложнее. Однако в некоторых случаях — возможно. Например, если абонент вызвал и внес предоплату за такси и не смог воспользоваться этой услугой, так как до него не дозвонились. А деньги за поездку были списаны», — пояснил он.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов считает, что потребители могут попытаться взыскать моральный вред, но и то в каких-то экстраординарных случаях или при желании «попиариться» (с учетом затрат времени и денег)». Он полагает, что претензии будут разрешены и урегулированы оператором в досудебном порядке. «Судебные иски на мелкие суммы — это всегда время и расходы на представителя. Случившееся, полагаю, того не стоит, если только произошедший сбой не повлек серьезные последствия и есть причинно-следственная связь между ними и действиями виновного лица», — рассуждает Герасимов.

По мнению адвоката межрегиональной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Андрея Шугаева, в данной ситуации оператор может списать отсутствие связи на форс-мажорную ситуацию. «У обеих сторон есть право отстаивать свои права. Пункт о форс-мажоре должен быть зафиксирован в типовом договоре абонента с оператором. Но, конечно, оператору придется доказать, что сбой произошел не по его вине», — заявил он РБК.

При этом Михаил Аншаков отметил, что российские потребители довольно редко обращаются в суды для защиты своих прав. Как считает Аншаков, это связано с тем, что «ущерб доказать сложно, а перерасчет за один день отсутствия связи — это копейки, за которыми у нас народ в суды не хочет идти». «И это проблема. В США, например, есть институт коллективных исков. Нарушил оператор права потребителя на $50, но таких абонентов — миллионы, и юристы или организация, подобная нашей, подает коллективный иск. В случае его удовлетворения, судебное решение распространяется на всех пострадавших. И компания-нарушитель несет убытки на кругл​ую сумму», — констатировал председатель Общества защиты прав потребителей.

Крупные сбои в работе российских сотовых операторов в последние пять лет:

22 мая 2012 года клиенты «Мегафона» в Санкт-Петербурге более часа не могли совершать звонки. В пресс-службе Северо-Западного филиала оператора тогда заявили о техническом сбое, в результате которого часть абонентов столкнулась с временными трудностями с регистрацией и обслуживанием в сети. Проблемы со связью были устранены в течение часа.

6 июня 2013 года в результате проблем в работе программного обеспечения оборудования сети «ВымпелКома» абоненты компании, находящиеся внутри Садового кольца, стали испытывать трудности с доступом к услугам сотовой связи и мобильного Интернета. По подсчетам экспертов Роскомнадзора, без связи остались около 160 тыс. человек.

Еще один крупнейший сбой в работе «ВымпелКома» произошел 15 ноября 2013 года. В ходе работ по модернизации сети на севере Москвы была выявлена некорректная работа программного обеспечения, из-за которой абоненты могли ощутить перебои со связью. По информации Роскомнадзора, проблема с перебоями связи затронула около 100 тысяч абонентов, а предельная емкость коммутатора, на котором проходили работы, составила 1,6 миллиона человек.
18 февраля 2014 года крупный сбой произошел в работе МТС. Из-за обновления программного обеспечения на одном из элементов сети у некоторых абонентов в Москве в течение двух с половиной часов были возможны затруднения при звонках на сети других операторов, при этом связь по sms с ними действовала, мобильный интернет был также доступен. Корректная работа сети была восстановлена к вечеру того же дня. vm.ru/news/18.02.2014/mts-vosstanovil-rabotu-seti-v-moskve-236005.html

12 октября 2016 года абоненты одного из крупнейших региональных сотовых операторов «Мотив» в Свердловской и Курганской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах не смогли воспользоваться мобильной связью и интернетом. В СМИ даже появилась информация о том, что на устранение проблем сети уйдет до трех суток. В итоге компания устранила неполадки в течение того же дня. Причиной проблем со связью, по заявлению компании, стала крупнейшая Ddos-атака.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Единственный турбинный завод на Украине решили перенести из Харькова Политика, 17:20
Страны G7 отвергли причастность Украины к теракту в «Крокусе» Политика, 17:18
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:09
Зверев проиграл 106-й ракетке мира на турнире ATP в Мюнхене Спорт, 17:05
Польский премьер сообщил о задержании заказчика нападения на Волкова Политика, 17:04
Умер сыгравший в сериале «Слуга народа» актер Петр Никитин Общество, 17:02
Экс-кандидата на пост президента Украины внесли в реестр экстремистов Политика, 16:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Почему карьера в IТ все больше зависит от умения разговаривать Pro, 16:55
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Спорт, 16:50
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25