Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
497 
Эксклюзив

Руководители СМИ попросили смягчить законодательство о рекламе

Руководители СМИ попросили разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
На фоне отказа ведущих западных брендов от рекламы в России руководители отечественных СМИ просят власти либерализовать законодательство — например, разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств
Фото: Jon Nazca / Reuters
Фото: Jon Nazca / Reuters

Руководители крупнейших российских СМИ озвучили Минцифры предложения, направленные на поддержку отрасли на фоне западных санкций. Встреча прошла в среду, 9 марта, рассказали РБК три источника на медиарынке.

Как рассказал РБК гендиректор издательского дома «Комсомольская правда» и главный редактор этой газеты Владимир Сунгоркин, на встрече были озвучены, в частности, следующие предложения:

  • разрешить рекламу рецептурных лекарств и отечественного алкоголя;

  • освободить СМИ от налога на прибыль за 2021 год;

  • снять таможенные пошлины с расходных материалов печатных СМИ (красок, сменных материалов для типографий и т.п.).

Пакет мер, как уточнил Сунгоркин, Минцифры должно направить в Минфин и премьер-министру Михаилу Мишустину. «Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы продолжатся», — уточнил гендиректор «Комсомольской правды».

99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России
Технологии и медиа
Фото:Andreas Rentz / Getty Images

То, что на встрече озвучивалась идея либерализовать рекламное законодательство и смягчить ограничения для продвижения алкоголя и рецептурных лекарств, подтвердил еще один участник совещания.

РБК направил запрос в Минцифры.

Кто отказался от рекламы

От рекламных кампаний в России уже временно отказались PepsiCo (по итогам 2020 года, по подсчетам отраслевого издания AdIndex, была на четвертом месте в рейтинге крупнейших рекламодателей с бюджетом 5,4 млрд руб.), Procter & Gamble (12-е место, 3,7 млрд руб.), L'Oreal (16-е место, 3,3 млрд руб.). О закрытии своих ресторанов в России заявил McDonald's (18-е место; 3,1 млрд руб.).

Об уходе из России объявил и британский рекламный холдинг WPP, чьи агентства, объединенные в GroupM, занимаются закупками рекламы (кто станет собственником российских компаний WPP, пока неизвестно).

Первый международный рекламный холдинг объявил об уходе из России
Технологии и медиа
Фото:Toby Melville / Reuters

Что может дать смягчение законодательства о рекламе

Фармкомпании, которым сейчас разрешено продвигать в СМИ только безрецептурные лекарства, уже являются одними из главных рекламодателей. Так, «Отисифарм» в 2020 году потратила, по оценке AdIndex, на рекламу 3,6 млрд руб., обойдя по этому показателю, например, Volkswagen и X5 Group (по 3,4 млрд руб.). Основной бюджет — 2,9 млрд руб. — был направлен на ТВ. Рекламный бюджет GSK Consumer Healthcare в 2020 году достиг 2,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. досталось ТВ. Рекламный бюджет французской Sanofi превысил 2,3 млрд руб. (из них 2,1 млрд руб. были затрачены на телерекламу).

Продажи рецептурных препаратов в 2021 году, по данным RNC Pharma, составили в целом по России 1,37 трлн руб. (в розничных ценах, с НДС).

Алкоголь, за исключением отечественного вина, сейчас рекламировать в СМИ нельзя. Допускается лишь продвижение безалкогольного пива. При этом спиртное было и остается одним из самых востребованных продуктов: по информации Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива, напитков, изготавливаемых на его основе и сидра) в 2021 году составили 219,3 тыс. дал.

Федеральные телеканалы отказались от рекламы «Уралсиба» с Галкиным
Технологии и медиа
Максим Галкин

Как уже пытались либерализовать законодательство

Похожий антикризисный план развития медиаиндустрии Минцифры (тогда еще Минкомсвязь) разрабатывало в 2015 году. Тогда девальвация рубля в декабре 2014 года привела к резкому падению доходов отечественных СМИ. В первом квартале 2015 года затраты на рекламу снизились на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Для повышения доходов СМИ Минкомсвязь предлагала снять ограничения на рекламу алкоголя и рецептурных препаратов. Планировалось также перенести ответственность за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя. Кроме того, в министерстве считали рациональным разрешить рекламу в детских программах. Но против этого выступала, в частности, Федеральная антимонопольная служба. Не поддержал идею разрешить рекламу алкоголя и Минздрав.

Единственной мерой, которая в итоге была осуществлена, стало увеличение доли рекламных полос газет и журналов с 40 до 45% от объема номера при сохранении льготы по НДС. Однако даже на ее утверждение у правительства ушел почти год.

Правительству предложили не отменять запрет на рекламу алкоголя в СМИ
Технологии и медиа
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

Повторно вопрос о легализации рекламы алкоголя и рецептурных лекарств поднимался в 2020 году. Тогда в марте из-за развала сделки ОПЕК+ резко подешевел рубль, а потом из-за пандемии был введен режим самоизоляции, продлившийся до лета и частично, особенно в первый месяц, парализовавший бизнес. Во втором квартале 2020 года, на который пришелся локдаун, рекламный рынок просел на 22%. О том, что Минкомсвязь готовит пакет инициатив по либерализации отрасли, говорил на тот момент заместитель министра Алексей Волин. Однако дальнейшей проработки эти инициативы так и не имели.

РБК направил запросы в Федеральную антимонопольную службу и Минздрав.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Лента новостей
Собянин сообщил об отражении атаки трех дронов на Московский регион Политика, 02:03
Аэропорт Внуково приостановил полеты Политика, 02:00
Павел Дуров ответил Илону Маску о соглашении о Grok в Telegram Технологии и медиа, 01:36
Маск и Дуров поспорили об интеграции чат-бота Grok в Telegram Технологии и медиа, 01:23
Два человека погибли при взрыве в Ставрополе Общество, 01:08
Трамп счел «слишком большим» подаренный Катаром самолет Политика, 01:02
Умер Эд Гэйл, сыгравший роль куклы Чаки и Утку Говарда Общество, 00:59
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В результате ДТП в Подмосковье погибли две 13-летние девочки Общество, 00:28
В Астраханскую область отправили Ил-76 для борьбы с пожаром на дачах Общество, 00:18
«Челси» первым в истории выиграл все три еврокубка Спорт, 00:06
В чем «сила рубля». 5 факторов от аналитиков ЦБ и 5 — от других экспертовПодписка на РБК, 00:01
«Переход» и «потолок». Почему деньги больше не помогают россиянкам рожатьПодписка на РБК, 00:01
Какое у вас гастрономическое альтер-эго. Тест РБК и Перекёсток, 28 мая, 23:59
Мишустин освободил от должности замглавы Минсельхоза Политика, 28 мая, 23:49