Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Минэк поддержал тестирование беспилотников без водителя для подстраховки

Инициативу использовать машины без водителя на дорогах общего пользования предложили разработчики беспилотников. Рынок беспилотного транспорта может превысить $9 млрд к 2030 году
Яндекс YDEX ₽2 975,2 +2,23% Купить
Сбербанк SBER ₽302,1 +0,11% Купить
КАМАЗ KMAZ ₽56 +1,27% Купить
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

Уже в ближайшее время возможно разрешить коммерческую эксплуатацию на российских дорогах общего пользования беспилотных автомобилей без водителя за рулем, а также их тестирование без присутствия инженера в салоне на ограниченных территориях, считает замминистра экономического развития Оксана Тарасенко. Это следует из отзыва ведомства на план по развитию беспилотного транспорта, предложенный компаниями «Яндекс», Сбербанк, КамАЗ и группой ГАЗ, который Минэкономразвития направило в Минтранс. Копия документа есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития.

Сейчас тестирование беспилотных автомобилей возможно в отдельных регионах, но, согласно постановлению правительства № 1415, за рулем беспилотника должен быть инженер, который сможет взять на себя управление в случае нештатной ситуации. В конце февраля власти расширили список регионов, в которых можно тестировать такие машины. Кроме Москвы и Татарстана, эксперимент распространили на Чувашию, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Санкт-Петербург, а также Владимирскую, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую и Самарскую области.

Зачем ослаблять регулирование автономного транспорта — в материале РБК.

Как компании предложили развивать беспилотный транспорт

Президент России Владимир Путин поручил правительству до 31 мая разработать комплекс мероприятий по тестированию и поэтапному вводу беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования без водителей. Кабмин должен привлечь к этой работе представителей заинтересованных организаций.

Путин поручил разработать допуск беспилотных машин на дороги
Технологии и медиа
Фото:Сергей Мамонтов / РИА Новости

После этого «Яндекс», КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ разработали совместный план по расширению условий эксплуатации беспилотных автомобилей (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два источника на рынке). Компании предложили:

  • к октябрю 2020 года внести изменения в постановление правительства, разрешающие тестирование беспилотников без водителя за рулем на дорогах общего пользования, коммерческую эксплуатацию беспилотников со страхующим водителем-испытателем за рулем или на пассажирском месте, а также тестирование без присутствия инженера-испытателя в салоне на ограниченных территориях (стадионах, предприятиях, аэродромах и т.д.);
  • к декабрю 2020 года создать как минимум одну закрытую тестовую зону с покрытием мобильной связи пятого поколения (5G) вне дорог общего пользования для тестирования беспилотников;
  • к октябрю 2021 года разрешить тестирование беспилотников без водителя-испытателя в салоне на дорогах общего пользования, в том числе для коммерческих целей;
  • к декабрю 2021 года создать тестовые зоны с цифровой инфраструктурой для высоко и полностью автоматизированного транспорта, в том числе оснащенные сетями V2X (стандарт передачи данных между автомобилем и инфраструктурой) и 5G, подключенными светофорами, цифровыми картами и моделями дороги;
  • к декабрю 2022 года разрешить полноценную эксплуатацию беспилотников, в том числе для возмездной перевозки пассажиров и грузов, а к декабрю 2023 года — полностью снять запрет на использование беспилотников без водителя.

Тестирование беспилотных автомобилей распространили на 13 регионов России
Общество
Беспилотный автомобиль «Яндекс»

В письме замглавы Минэкономразвития говорится, что «дочка» «Яндекса» — «Яндекс Беспилотные Технологии» предложила создать экспериментальный правовой режим по коммерческой эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированного грузового и пассажирского транспорта без водителя за рулем в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.

Что ответил Минэк

Из письма Оксаны Тарасенко следует, что Минэкономразвития поддержало расширение условий опытной эксплуатации беспилотного транспорта и подготовку к постепенному переходу к его полноценной эксплуатации. Она считает возможным тестирование беспилотников с водителем на пассажирском сиденье, ограниченное тестирование без водителя в салоне, а также коммерческую эксплуатацию беспилотников в случае наличия водителя за рулем.

Ведомство предложило проработать вопрос регулирования аварий с участием беспилотных автомобилей и предусмотреть страхование ответственности за вред, причиненный с использованием беспилотников.

Кроме того, Минэкономразвития предложило дополнить план мероприятиями по устранению международного запрета на эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителей. Речь идет о Венской конвенции о дорожном движении, согласно ст. 8 которой «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек. Ранее президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александр Гурко просил глав МИДа, Минтранса и Минюста приостановить действие отдельных положений Венской конвенции о дорожном движении, так как они затрудняют развитие и внедрение технологии беспилотного автомобильного транспорта в России.

В Омске автомобиль без водителя сбил женщину с ребенком
Общество

Представитель Минтранса подтвердил, что они получили разработанный компаниями план и готовят для правительства консолидированную позицию причастных ведомств по данным вопросам. В министерство также поступило и письмо Минэкономразвития, но комментировать его в Минтрансе отказались.

Зачем производителям беспилотников послабления

По словам представителя «Яндекса», принятие плана «будет способствовать созданию благоприятной регуляторной среды, ускорит развитие технологии и поможет России оставаться в авангарде развития беспилотного транспорта». Он отметил, что российские разработчики беспилотных автомобилей являются одними из самых прогрессивных в мире — наряду с компаниями из США и Китая.

«Однако в этих двух странах регулирование сферы беспилотного транспорта открывает больше возможностей, чем в России. Например, в ряде штатов США уже возможен запуск коммерческого сервиса полностью беспилотного такси. Чтобы наша страна продолжала занимать лидирующие позиции, необходим переход к более прогрессивному регулированию», — указал представитель «Яндекса». В противном случае, по его словам, российским компаниям будет сложно удерживать темпы развития, аналогичные компаниям из США и Китая. РБК направил запросы в КамАЗ, Сбербанк и группу ГАЗ.

Как прогнозировали ранее аналитики банка UBS, к 2030 году объем всего рынка беспилотного транспорта в России может составить $9,5 млрд в случае запуска коммерческих беспилотных грузоперевозок или $4 млрд при их отсутствии.

РЖД впервые продемонстрировали беспилотный поезд «Ласточка»
Общество

По словам представителя НП «ГЛОНАСС» Ярослава Федосеева, сегодня рынок высокой автоматизации транспортных средств находится в зачаточном состоянии и за рубежом ситуация также обстоит не лучшим образом, единого и полностью сформированного законодательства по-прежнему нет ни в одной стране мира. «Мы видим потенциальных игроков и разработчиков, которые могут содействовать развитию отрасли. Если правительство поддержит предложения «Яндекса», Сбербанка, КамАЗа и группы ГАЗ, это придаст рынку дополнительный импульс для создания экономически выгодных бизнес-моделей с использованием беспилотных технологий», — считает Федосеев.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 06:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 06:51
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00
Киев подтвердил появление неизвестных дронов у самолета Зеленского Политика, 07:57
«Суспiльне» сообщило о завершении переговоров Украины и США в Майами Политика, 07:48
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Пассажиров самолета эвакуировали из-за пожара в Бразилии. Видео Общество, 07:41
Минфин решил вопрос с повышенным НДФЛ при продаже акций X5 и «Русагро» Инвестиции, 07:30
Синоптики спрогнозировали пасмурную и сухую погоду в Москве Общество, 07:29
США ударили по судну с наркотиками в Тихом океане Политика, 07:29
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
Число ограничивших полеты российских аэропортов выросло до десяти Политика, 06:34