Лента новостей
Банк «Восточный» получил второй за месяц иск от своего акционера Финансы, 22:06 Путин обсудил с Макроном и Меркель «провальную политику Порошенко» Политика, 22:01 Власти назвали причину остановки трех поездов в тоннеле московского метро Общество, 21:51 Жители села Центарой согласились назвать его в честь Ахмата Кадырова Общество, 21:33 Как уральские розы стали соперничать с голландскими РБК и ВТБ, 21:31 Московское метро опубликовало кадры эвакуации пассажиров из поезда Общество, 21:26 ЦБ ужесточил требования защиты денег вкладчиков банков от киберугроз Финансы, 21:20 МИД назвал новые санкции США счетом за помощь Сирии Политика, 21:17 Чемпионат мира по хоккею. Швеция — Россия. Онлайн Спорт, 21:15 Глава администрации Зеленского предложил референдум о диалоге с Россией Политика, 21:05 Козак ответил на предупреждение независимых АЗС о росте цен на бензин Экономика, 20:47 Точно в цель: как большие данные меняют рекламный рынок РБК и МегаФон, 20:45 Вдова Доренко опубликовала последние фото и видео с ним перед смертью Общество, 20:44 В тоннеле в московском метро застряли три поезда Общество, 20:43
Фонд Навального рассказал о бизнесе семьи Чайки ,  
0 
«Дождь» помог Навальному вести расследование бизнеса семьи Чайки
Телеканал «Дождь» на начальном этапе помогал ФБК Алексея Навального в расследовании про бизнес сыновей генпрокурора Юрия Чайки, но прервал сотрудничество. В понедельник прокуратура начала на «Дожде» проверку
Фото: «РИА Новости»

​Расследование на троих

О том, что «Дождь» вместе с Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального и «Новой газетой» участвовал в расследовании про бизнес сыновей генерального прокурора Юрия Чайки, РБК рассказали два источника, знакомые с ходом расследования. ФБК сообщал, что расследование заняло полтора года. «Дождь» помогал ФБК только на начальном этапе, говорит один из собеседников РБК.

Расследование ФБК и «Новой газеты» про бизнес Артема и Игоря Чаек вышло 1 декабря. Навальный в своем блоге указал, что журналисты «Новой газеты» проверили фактуру, собранную сотрудниками ФБК, и подтвердили их находки. Помимо текстовой части ФБК опубликовал видеоверсию расследования — 40-минутный фильм. Менее чем за неделю ролик собрал на YouTube более 2,5 млн просмотров.

«Дождь» давно сотрудничает с фондом — вместе они делали репортаж о Сочи и об отмене электричек.

ФБК обратился к «Дождю» и за помощью в расследовании про Чаек, и телеканал сначала согласился, однако затем руководство «Дождя» решило отказаться от прямого участия, рассказали РБК два источника, знакомых с ходом расследования. Телеканал в основном​ помогал ФБК с операторской работой и оформлением для фильма, тогда как содержательная часть расследования была сделана сотрудниками фонда, говорит один из собеседников РБК.

Важные ньюсмейкеры

Главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь пояснил РБК, что генеральный прокурор и члены его семьи являются «важными ньюсмейкерами» для канала, поэтому «Дождь» неоднократно готовил материалы, касающиеся их деятельности. Однако, по его словам, у «Дождя» не хватило «ресурсов, для того чтобы провести самостоятельное длительное расследование».

«Поэтом​у часть материалов мы дали в эфире (например, еще летом 2015 года), а другую часть передали ФБК, — заявил Зыгарь. — Они были использованы ФБК в фильме-расследовании «Чайка». На тех кадрах фильма «Чайка», которые принадлежат телеканалу «Дождь», имеется соответствующее обозначение».

По словам одного из собеседников РБК, от участия в расследовании на канале решили отказаться, после того как к руководству «Дождя» обратились из прокуратуры. Каналу, по его словам, дали понять, что можно делать расследование про младшего сына Юрия Чайки, Игоря, но не про старшего, Артема.

Михаил Зыгарь заявил РБК, что ему про это ничего не известно.

Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева отказалась от комментариев, предложив все вопросы задавать главному редактору канала. Представитель ФБК Кира Ярмыш также отказалась от комментариев. «Мы не раскрываем имена людей, помогавших нам в ходе расследования», — отметила Ярмыш.

Загадочная проверка

В понедельник, 7 декабря, на «Дождь» пришло уведомление о начале прокурорской проверки. Останкинская межрайонная прокуратура начала проверку по факту соблюдения законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, трудового законодательства и законодательства о лицензировании, говорится в уведомлении. Конкретный повод для начала проверки в прокуратуре не указали, отметив, что основанием для нее стали обращения граждан.

Прокуратура просит руководство «Дождя» предоставить доступ к помещениям, где располагается телеканал, и используемому оборудованию. Кроме того, руководство канала должно передать в прокуратуру копии следующих документов: договор аренды помещения, трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание, техническая документация на оборудование, список иностранных сотрудников, бухгалтерские документы об уплате зарплаты и налогов, трудовые книжки работников и другое.

В Останкинской и в прокуратуре Москвы не ответили на звонки корреспондентов РБК. В Генпрокуратуре не смогли оперативно предоставить комментарий и попросили прислать письменный запрос.

Зыгарь заявил РБК, что у него нет фактов, подтверждающих, что прокурорская проверка связана с участием «Дождя» в подготовке фильма.

Кремль не интересуется

В ходе расследования ФБК удалось обнаружить зарубежные активы бизнесменов, рейдерский захват, а также связь сыновей Чайки с бандами Цапка и ГТА. Авторы расследования усомнились в том, что бизнес семьи Чаек был построен только на законных основаниях.

Сам генпрокурор назвал расследование «заказом, выполненным явно не на деньги исполнителей». «Изложенные сведения носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы», — заявил Чайка.

После этого ФБК подал иск к генпрокурору о защите деловой репутации, а сам Навальный в своем блоге заявил, что съемка фильма-расследования обошлась в 250 тыс. руб.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 7 декабря сообщил журналистам, что в Кремле не заинтересовались расследованием ФБК, поскольку «там не идет речи о генеральном прокуроре, там идет речь о его совершеннолетних сыновьях, которые самостоятельно занимаются бизнесом». Кроме того, по словам Пескова, с информацией, представленной фондом, власти ознакомились еще летом. «Тогда в качестве авторов материала фигурировали другие люди», — сообщил Песков, не уточнив, кого имеет в виду (цитата по ТАСС).

На момент публикации материала Дмитрий Песков не ответил на вопрос РБК, имеет ли он в виду под «другими авторами» журналистов «Дождя».