Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Как изменился российский рынок рекламы за десять лет

AdIndex: рынок рекламы в России за десять лет вырос в рублях, но упал в долларах
Рынок рекламы в России за десять лет вырос почти в два раза в рублях, но сократился на 13% в долларах. До 2022 года на рынке доминировали иностранные компании — их контракты номинировались в валюте
Фото: GaudiLab / Shutterstock
Фото: GaudiLab / Shutterstock

Российский рынок рекламы за последние десять лет вырос в рублях практически в два раза — с 291 млрд руб. в 2014-м до 562 млрд руб. в 2023 году. Это следует из ежегодного отчета отраслевого издания AdIndex (имеется в распоряжении РБК).

Как считали

Бюджеты на рекламу AdIndex оценил по тем каналам распространения, где есть независимый мониторинг размещений: на телевидении, в прессе, на радио, в наружной рекламе и в интернете. Так, офлайн-мониторинг предоставлен исследовательской компанией Mediascope. Бюджеты по наружной рекламе посчитаны на основании данных компании Admetrix. Расходы в интернете запрашивались у компании Digital Budget. Подходы к оценке, а также условия, по которым рекламодатели закупали рекламу в 2023 году, сформированы с привлечением экспертизы рекламных холдингов и агентств. Для оценки в долларах использовались средневзвешенные курсы валют по каждому году. Данные приведены без НДС.

Отражает ли рост в рублях реальную картину

Несмотря на рост в рублях, в долларовом выражении оборот рынка рекламы за последние десять лет демонстрирует падение на 13%, говорится в отчете AdIndex. Исходя из рублевых показателей и средневзвешенного курса доллара за каждый год, которые приводит AdIndex, в 2014 году оборот рекламного рынка в России составил $7,6 млрд, тогда как в 2023 году — только $6,6 млрд.

Операторы наружной рекламы объяснили рекордный рост рынка
Технологии и медиа
Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Такое сопоставление, по словам руководителя исследовательского направления AdIndex Ирины Пустовит, необходимо потому, что именно в американской или европейской валютах выражается стоимость большинства активов и обязательств компаний, доминировавших до 2022 года на российском рекламном рынке. «По ценам, установленным в долларах США или евро, производилась этими компаниями и основная часть их закупок, — объясняет Пустовит. — Производя оценку рынка в рублях, достаточно трудно отследить вклад его ослабления по отношению к иностранной валюте. Перевод в доллар как самую распространенную международную расчетную валюту решает задачу сравнения показателей рынка в меняющейся экономической среде».

Впрочем, глава Института современных медиа Кирилл Танаев настаивает, что оценивать российский рекламный рынок в долларовом выражении в текущих реалиях уже некорректно: «Потребительские цены, цены на недвижимость, зарплаты в экономике в значительной степени оторваны от долларового эквивалента. Большая часть зарубежных рекламодателей, товары которых имели привязку к доллару, ушла с рынка».

Аналитики заметили возвращение рекламы ушедших из России брендов
Бизнес
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Комментируя общие показатели рынка, Танаев отмечает, что «разумная рекламная стратегия всегда предполагает определенный микст из разных каналов продвижения. «Собственно, именно отсюда рост и в видеорекламе, включающей ТВ, и в аудиорекламе, и в интернет-рекламе, — утверждает он. — Феномен последнего времени — восстановление интереса к радио и резкий рост рекламного предложения в Telegram».

Как изменились бюджеты крупнейших рекламодателей

В 2023 году структура российского рекламного рынка продолжила видоизменяться, отмечают в AdIndex. Так, по сравнению с 2014 годом из десятки крупнейших рекламодателей выбыли все зарубежные компании из FMCG (товары повседневного спроса) и фармсегмента. Топ-3 по итогам прошедшего года представляют «Сбер», «Яндекс» и Ozon. Десять лет назад это были Procter & Gamble, PepsiCo и Mars Russia. Однако после 2022 года эти компании значительно сократили маркетинговую активность в России.

В пресс-службе «Яндекса» подтвердили, что на фоне «активного развития бизнеса» компания наращивает объем рекламы по всем каналам, ключевым же остается онлайн-продвижение. В VK не согласились с данными AdIndex, однако собственных цифр по маркетинговым бюджетам не привели, отметив лишь, что объем рекламных расходов компании в 2023 году сопоставим с 2022-м.

В Ozon главной задачей при медиапланировании на 2024 год назвали «максимально широкое информирование покупателей о распродажах, акциях и выгодных ценах», а также добавили, что инвестируют более 3 млрд руб. в продвижение одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений, красоты, детского ассортимента и товаров для дома.

Остальные компании из топ-10 крупнейших рекламодателей либо не ответили на запросы РБК, либо отказались от комментариев.

Telegram начнет платить владельцам каналов за рекламу
Технологии и медиа
Фото:Carl Court / Getty Images

Как оценивают рынок другие аналитики

Ранее свою оценку объема рынка маркетинговых коммуникаций в 2023 году представила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Расчеты впервые были проведены по новой методике, которая предполагает разделение не по каналам распространения рекламы (печать, радио, телевидение, интернет и наружная реклама), а по ее типам (видео, аудио, издательский бизнес, наружная реклама и интернет).

АКАР оценивает рынок рекламы выше, чем AdIndex, — в 730,7 млрд руб., динамика год к году — 30%. Крупнейшей категорией стали интернет-сервисы — 386,6 млрд руб. Сегмент видео составил 231,5 млрд руб., однако каков вклад в него отдельно взятого телевидения — неизвестно.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 94,25 (+0,11)
Инвестиции, 18 дек, 17:49
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 80,03 (-0,35)
Инвестиции, 18 дек, 17:49
Трамп подписал масштабный военный бюджет с поддержкой Киева Политика, 03:12
Демократы опубликовали новые фотографии из архива Джеффри Эпштейна Политика, 02:39
TikTok подписал сделку о продаже бизнеса в США Технологии и медиа, 02:26
Трамп заявил о планах «вернуть американцев на Луну» к 2028 году Технологии и медиа, 01:56
Лукашенко назвал Меланию Трамп самым сильным оружием президента США Политика, 01:21
В Одессе прогремели взрывы Политика, 01:13
Хегсет объяснил ожирением и глупостью проблему с набором в армию США Общество, 01:08
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
ЕС не показал первую главу коммюнике после встречи по активам России Политика, 00:50
Аэропорт Волгограда ввел временные ограничения на полеты Политика, 00:46
Арахамия предрек плохие или очень плохие условия мира для Украины Политика, 00:44
Из-за украинского дрона в Белгороде пострадал пятимесячный младенец Политика, 00:33
В Белгороде из-за дрона ВСУ повреждены десять многоквартирных домов Политика, 00:30
«Страна» описала стратегию сохранения власти Зеленского Политика, 00:29