Медианавигатор — это спецпроект РБК для старшеклассников, студентов и начинающих специалистов, стремящихся ориентироваться в современном медиаландшафте. В нем вы найдете полезные материалы, советы и чек-листы, которые помогут прокачать медиаграмотность, научат проверять достоверность информации и искать надежные источники. А ниже мы собрали ключевые рекомендации для тех, кто регулярно читает новости, пользуется соцсетями и создает свой контент.
Содержание:
- Соблюдайте цифровую гигиену
- Выбирайте проверенные источники
- Развивайте критическое мышление
- Помните об алгоритмах соцсетей
- Помните про кибербезопасность
- Выделяйтесь в потоке информации
- Правильно выбирайте формат
- Используйте искусственный интеллект и нейросети
- Не забывайте об ответственности и этике
- Учитесь у профессионалов
Как читать новые медиа
Соблюдайте цифровую гигиену
Перенасыщение информацией — одна из главных проблем современности. Каждую минуту в мире появляется огромное количество материалов: новости, видео, статьи, подкасты. На сайте worldometers.info можно в реальном времени увидеть, как растет количество постов в блогах за текущие сутки. В такой ситуации особенно важно тренировать самоконтроль и придерживаться простых правил цифровой гигиены для сохранения ментального здоровья.
Потребляйте информацию дозированно, отключайте уведомления и следите за подписками, иногда устраивая «генеральную уборку» в своих аккаунтах. Уделяйте время живому общению, соблюдайте режим сна, проводите время на природе и не проверяйте соцсети первым делом после пробуждения. Постарайтесь не фиксировать каждый аспект жизни в смартфоне — это помогает тренировать память и уменьшает вероятность депрессии.
Выбирайте проверенные источники
Анонимные каналы, сомнительные блоги и эксперты, о которых вы слышите впервые, — не слишком надежные источники. Если хотите найти проверенные данные, используйте сайты СМИ, а также обращайтесь к первоисточникам. Они сообщают факты, пока большинство ресурсов и публикаций в соцсетях пытаются завладеть вашим вниманием с помощью шокирующих заголовков. Мнения экспертов, библиотеки, академические базы данных и официальные сайты организаций помогут лучше разобраться в вопросе.
Информацию, взятую из надежного источника, называют достоверной, и ценится она гораздо больше. Как проверить источники? Оценивайте авторитетность и всегда обращайте внимание на репутацию автора, издания или учреждения. Если спикер был неоднократно уличен во лжи и передергивании фактов, не стоит на него ссылаться — или как минимум нужно проверить, подтверждают ли другие источники его очередное заявление.
Развивайте критическое мышление
Развитое критическое мышление помогает оценивать любую информацию и уметь замечать манипуляции в медиа. Всегда задавайте вопросы о том, что читаете или видите, учитесь отличать факты от авторских предположений и помните о пользе фактчекинга. Чтобы улучшить навыки критического мышления, старайтесь изучать оригинальные исследования и документы, на которые ссылаются авторы. Особенно если речь идет об информации, которая вас поразила или сильно напугала.
Помните об алгоритмах соцсетей
Платформы используют алгоритмы для анализа данных пользователей и особенностей их поведения в Сети, включая историю просмотров, лайки, комментарии и время, проведенное на определенных материалах. Сегодня к этой работе уже привлекают нейросети, способные очень быстро проанализировать огромные объемы информации.
На основе полученных сведений алгоритмы рекомендуют контент, который может быть интересен пользователю. Поэтому в ленте попадаются посты, видео, фотографии от страниц, на которые человек не был подписан, но которые попали в тренды. Так возникают «информационные пузыри». Они ограничивают взгляды и интересы, приводят к поляризации мнений и провоцируют распространение конспирологических теорий.
Позаботьтесь о кибербезопасности
Важный признак медиаграмотного человека — умение защищать личные данные. Будьте осторожны с информацией, которую публикуете о себе и близких. Позаботьтесь о защите аккаунтов, внимательно относитесь к письмам и сообщениям с подозрительными запросами и ссылками. Не переходите по ним, чтобы не потерять доступ к аккаунтам и не стать жертвой злоумышленников.
Как создавать контент для новых медиа
Выделяйтесь в потоке информации
Обилие контента создает жесткую конкуренцию и усложняет задачу авторов. Чтобы привлечь внимание, создателям контента необходимо применять креативные подходы. Успех зачастую зависит от способности найти уникальный голос, который будет резонировать с аудиторией. Это требует не только художественных навыков, но и маркетингового мышления.
В погоне за трафиком нужно помнить о качестве контента. Никакой увлекательный и ловко придуманный заголовок не сможет спасти контент, где нет грамотной структуры, проверенных фактов и надежных источников.
Правильно выбирайте формат
Выбор формата материала зависит от темы, целевой аудитории и целей автора. Для новостных поводов подойдут короткие тексты, для глубокого и всестороннего анализа — подробные лонгриды и интервью, а для привлечения молодой аудитории — интерактив вроде игр и тестов.
Некоторые форматы лучше работают в соцсетях, другие — в печатных изданиях, а иногда срабатывают совершенно неожиданные идеи и отступление от правил.
Используйте искусственный интеллект и нейросети
ИИ развивается с огромной скоростью и уже умеет многое. С его помощью можно ускорить процессы, которые раньше требовали много времени и усилий, проводить брейнштормы в любое удобное время, анализировать тексты, делать переводы с разных языков, систематизировать большие объемы данных и создавать иллюстрации.
Нейросети научились генерировать тексты, но результаты пока далеки от совершенства и не могут полностью заменить труд человека. Машина не способна понять нюансы, психологические приемы, и даже шутить у нее получается не всегда. Так что сегодня это не самостоятельный автор, а скорее инструмент для создания контента.
Не забывайте об ответственности и этике
Этические вопросы становятся частью работы создателей контента. Будущее медиа зависит от тех, кто готов экспериментировать, обучаться и адаптироваться, чтобы формировать более разнообразное, этичное и инклюзивное информационное пространство. Отказ от кликбейта и псевдосенсационных заголовков в пользу честного и обоснованного контента не только укрепляет доверие аудитории, но и формирует более здоровую информационную среду.
Аудитория всегда ценит достоверность и глубину, поэтому стоит инвестировать время в исследование тем и работу с источниками вне зависимости от того, новостной это материал, интервью с экспертом или списки в стиле BuzzFeed. Понять, как искать, анализировать и проверять источники информации, полезно всем. Это помогает избежать ловушек дезинформации и создавать качественный контент.
Учитесь у профессионалов
Чтобы говорить на одном языке с потребителями контента, следите за трендами, обновляйте свои знания о медиа и цифровых технологиях и набирайтесь опыта у коллег. Посещайте лекции, мастер-классы и курсы, которые ведут авторитетные журналисты и профессионалы из разных сфер медиа. А еще узнавайте о новых инструментах и методах проверки информации, ведь грамотный фактчекинг в СМИ повышает доверие аудитории к контенту и улучшает репутацию и автора, и самого медиа.
Решили создавать контент и развивать карьеру автора, редактора или продюсера, но пока не понимаете, с чего начать? Приходите на стажировку в медиахолдинг РБК.