Перегруженный офисами центр Петербурга трещит по швам
Исторические кварталы Северной столицы критически перегружены. И это, по мнению урбанистов и чиновников, одна из главных проблем центра города. Во-первых, здесь сконцентрировано слишком много населения, а во-вторых, даже те горожане, которые проживают в спальных районах, на работу ездят в основном в центр.
Так, по словам заместителя начальника Управления инженерного оборудования города Комитета по градостроительству и архитектуре Алексея Смирнова, наблюдается «переизбыток деловой активности в центре»: ежедневно сюда прибывают 930-950 тыс. человек.
Об этом же говорил и генеральный директор СПбГУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» Рубен Тертерян. По его данным, в центре находится более половины рабочих мест и 80% мест учебы, вузов, в связи с чем он является местом притяжения около 1 млн человек в сутки.
Кроме того, планировка города такова, что даже при перемещении в отдаленные районы приходится ехать через центр. Это значительно снижает скорость движения в исторической части до 7-12 км/час. Трафик движения также увеличивает плотная квартальная сеть (250-300 м между перекрестками), использование индивидуального транспорта.
Частичное решение проблемы эксперт видит в введении платных парковок, которые помогут снизить количество личного транспорта на 15-20%. «Надо обеспечить людей возможностью краткосрочной парковки, ведь город должен быть удобным для посещения», – считает он. Решению проблемы могут также помочь выделение полос для общественного транспорта, организация фото- и видеофиксации на перекрестках,строительство обходов центра.
В свою очередь, начальник отдела контроля и административного делопроизводства Комитета по транспорту Санкт-Петербурга предложил активнее развивать метрополитен, который до сих пор остается основным видом транспорта для центра. По его мнению, приоритетная задача - увеличение количества станций. Также нужно создавать перехватывающие узлы на подходах к центру, закупку городом новых трамвайных составов, автобусов, а также реорганизацию маршрутной сети и развитие водного транспорта.
Напомним, что городские власти собираются привлечь к решению транспортной проблемы центра федеральный центр. К 2014г власти. намерены подготовить предложения по созданию транспортного обхода с тем, чтобы получить финансирование из Москвы. Стоимость проекта оценивается в 50 млрд руб.
Транспортный обход может стать одним из этапов программы сохранения и развития исторического центра Петербурга. Правительство РФ, по словам А.Котова, уже дало принципиальное согласие на финансирование работ по всем зданиям на территории реализации программы, находящимся в федеральной собственности. Участие российского правительства в решении транспортных проблем центра пока обсуждается.
Есть еще один способ разгрузить центр города, правда, он рассчитан на долгосрочную перспективу - активнее развивать периферии Петербурга, создавать там свои точки притяжения. Об этом среди прочего говорили петербургские и московские градостроители в ходе Форума «Будущий Петербург».
Эксперты сходятся во мнении, что развитие альтернативных центров должно освободить исторический центр города от деловой функции, а также, по мнению Михаила Петровича, заместителя генерального директора НИПИГрад, разгрузить транспортную инфраструктуру - поскольку транспортные потоки на окраины будут носить реверсивный характер: т.е. из центра в пригороды. Еще одним ключевым аспектом этой модели является, как полагает Владимир Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития, возможность развития общественных пространств: во-первых, вокруг деловых центров на окраинах (так как в центре на это не хватает территорий), а во-вторых, собственно на освобожденных участках в центре.
Партнеры V Форума «Будущий Петербург»: ОАО Банк ВТБ (генеральный партнер), «МегаФон» (телеком-партнер), компании LEGENDA Intelligent Development, «СПб Реновация», «Конфидент», СК «Капитал-Полис», СРО НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", NCC (партнер форсайта), Банк БФА, TrueToniqs. Научные и организационные партнеры: ЦСР «Северо-Запад», НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, Центр градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ, Фонд "Междисциплинарного и кросс-профессионального сотрудничества "Контекст", «Прокси центр» (официальный перевозчик форума).