Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Император Японии объявил о восшествии на престол Политика, 09:12 Страна «разливаек»: как нужно трансформировать алкорынок РФ. Часть 2 Pro, 09:08 Forbes сообщил о росте состояния миллиардера Богуславского на $600 млн Бизнес, 09:04 Что делать, если работа с документами отнимает кучу времени. Карточки РБК и Xerox, 08:59 Российская компания назвала сроки выпуска многоразовой ракеты Технологии и медиа, 08:51 Спонтанное автопутешествие: с кем, куда и что взять с собой РБК и Subaru, 08:29 Мать осужденной в России за гашиш израильтянки выпустила видеообращение Общество, 08:11 Тарасенко вышел на девятое место в истории «Сент-Луиса» по очкам в НХЛ Спорт, 08:06 Аркадий Волож: «креативненький» сервис без клиентов не должен жить Pro, 08:05 МВД проверит наезд машины службы протокола Медведева на пешехода Общество, 08:00 Авиакомпанию «Глобус» оштрафовали за задержку рейса на 44 часа Общество, 07:47 France Football назвал номинантов на новый приз имени Льва Яшина Спорт, 07:40 Что случилось за ночь. Главные новости РБК Общество, 07:36 В Новой Москве мужчина убил двоих и ранил еще четверых Общество, 07:35
С.-Петербург ,  
0 
Приоткрытое небо: ждать ли резкого увеличения числа рейсов из Пулково
Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс

Министерство транспорта поддержало идею введения в Пулково «седьмой свободы воздуха», которая позволяет перевозить людей и грузы без необходимости посадки в стране, где зарегистрирован авиаперевозчик. Если это предложение будет одобрено, у Пулково появится возможность существенно расширить число иностранных авиакомпаний, выполняющих рейсы из Петербурга.

Эксперты отмечают, что такая ситуация радикально изменит российский рынок авиаперевозок. «Разве кто-то может сомневаться, что это хорошо?», — оценил грядущие изменения директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Однако другие комментаторы отмечают, что массовый приход в Пулково иностранных авиакомпаний ударит по бизнесу российских перевозчиков, которые по итогам первого квартала 2019 года и так понесли многомиллиардные убытки. Исходя из этого небо в Пулково скорее всего будет открыто лишь частично, считают эксперты. Как отметил исполнительный директор информационно-аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, есть и ряд других нюансов, которые могут повлиять на развитие рынка авиаперевозок в условиях «свободы воздуха».

Олег Пантелеев, исполнительный директор информационно-аналитического агентства «АвиаПорт»:

«Для Пулково возможность привлечь иностранные авиакомпании — манна небесная. Дело в том, что ставки сборов за обслуживание международных рейсов выше, чем за обслуживание внутрироссийских, а за обслуживание иностранных авиаперевозчиков — выше, чем за обслуживание наших компаний. Иными словами, для Пулково намного выгоднее, когда европейская компания привозит пассажиров из Европы, чем когда, например, «Победа» прилетает в Петербург из российского города. Поэтому потенциальная выгода от «открытого неба» для аэропорта предельно высока. Но здесь есть несколько важных моментов.

Для Пулково намного выгоднее, когда европейская компания привозит пассажиров из Европы, чем когда, например, «Победа» прилетает в Петербург из российского города.

Посмотрим на мировой опыт. Благодаря концепции «Единое небо Европы» для авиакомпаний, зарегистрированных на территории Евросоюза, перелёты по Европе стали свободны. Позднее ограничения по перелёту для компаний Евросоюза сняли некоторые страны, не входящие в ЕС, к примеру Молдавия и Грузия. Благодаря «европейскому открытому небу» эти страны смогли нарастить пассажиропоток. Когда «открытое небо» ввели в некоторых российских аэропортах — в Сочи, Калининграде, Владивостоке, — то они не получили значимого эффекта. Интерес иностранных компаний к этим направлениям оказался не слишком высоким.

Ситуация с Пулково, на мой взгляд, может сложится иначе. Петербург — туристический город, весьма привлекательный для иностранцев. Главным ограничителем для туристов является сложность в получении виз. Однако я полагаю, что с введением электронных виз интерес иностранцев к поездкам в Петербург радикально повысится. Туристы, которые приезжают в Северную столицу на уик-энд погулять, потратить деньги, могут быстро стать реальностью для аэропорта. И «открытое небо» даёт возможность иностранным авиакомпаниям оперативно запускать новые направления. Аэропорту это позволит быстро нарастить пассажиропоток.

Список стран, авиакомпании которых получат преференции в перелётах, пока не опубликован, поэтому сложно сказать, какие именно перевозчики придут в Пулково. Очевидно одно — иностранные авиакомпании существенно изменят рынок авиаперевозок в / из Санкт-Петербурга. Прежде всего ужесточится конкуренция между игроками.

В краткосрочной перспективе российские авиакомпании будут в статусе проигравших, поскольку иностранные конкуренты оттянут у них часть пассажиров, которые раньше летели из Петербурга в Москву, чтобы пересесть на другой самолёт и полететь в Европу. Но вероятность разорения крупных перевозчиков — «Аэрофлота» и «России» — отсутствует. У «Аэрофлота» бизнес держится не только на этой категории пассажиров. К тому же, нельзя сказать, что иностранные лоукостеры будут иметь однозначное преимущество перед российскими авиакомпаниями. С одной стороны, они могут предложить перелёты из Петербурга дешевле, чем, например, «Аэрофлот». С другой стороны, для определённых потребителей лоукост — это не предел мечтаний, поскольку эти потребители привыкли к другому уровню сервиса.

В краткосрочной перспективе российские авиакомпании будут в статусе проигравших, поскольку иностранные конкуренты оттянут у них часть пассажиров.

Поэтому крест на российских авиаперевозчиках ставить не нужно. К тому же надо учитывать, что в среднесрочной перспективе иностранные перевозчики «раскатают» новые направления, пассажиропоток увеличится и наши авиакомпании смогут поучаствовать в разделе новых рынков.

Что касается опасений по поводу того, что предоставление «воздушных свобод» Пулково негативно скажется на внутренних перелётах, они не оправданы. То, что Петербург останется без внутрироссийских перевозок, — фантастический сценарий.

Потребитель от «открытого неба» выиграет. Во-первых, при росте конкуренции либо улучшается качества услуги, либо снижается цена, а как правило меняется и то, и другое. Во-вторых, для петербуржцев могут открыться направления, по которым раньше не было прямых рейсов».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК