Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Кирилл Клейменов вновь стал ведущим программы «Время» на «Первом канале» Технологии и медиа, 05:18 «Траст» решил продать акции «РуссНефти» на 62 млрд руб. Бизнес, 05:07 Украинский форвард упрекнул сборную России в победе над Шотландией Спорт, 04:53 Трамп подписал указ о санкциях против Турции Политика, 04:33 Аналитики нашли для «Яндекса» способ обойти ограничение в законе о сайтах Бизнес, 04:18 Пелоси раскритиковала Трампа из-за решения ввести санкции против Турции Политика, 04:08 Следователи завели дело после гибели статиста в следственном эксперименте Общество, 03:44 Newsweek сообщил о передаче контроля над Манбиджем от США к России Политика, 03:32 СК назвал новую версию взрыва в доме в Приморье Общество, 03:06 Роналду забил 700-й гол за карьеру в матче против сборной Украины Спорт, 02:48 Глава МИД Украины описал альтернативу «формуле Штайнмайера» Политика, 02:40 Пентагон возложил ответственность на Эрдогана за усиление ИГ в Сирии Политика, 02:23 Трамп потребовал от Эрдогана прекратить военные действия в Сирии Политика, 01:50 США не выдали визы 18 дипломатам из России для участия в сессии ГА ООН Политика, 01:48
С.-Петербург ,  
0 
Секреты «безобразия»: за что борются участники выборов в Петербурге
РБК Петербург попытался выяснить, за что же на самом деле идёт ожесточенная борьба на муниципальных выборах, какими ресурсами, о существовании которых большинство горожан даже не догадывается, управляют политики
Фото: Геннадий Сафонов/Интерпресс

Сегодня в Петербурге практически завершена регистрация кандидатов в депутаты муниципальных советов — самая скандальная в истории городской местной власти. Публичное возмущение многих десятков не состоявшихся кандидатов не помешало отсечь их от выборов. На утро понедельника Горизбирком рассмотрел 97 поданных жалоб в связи с отказом муниципальных избирательных комиссий регистрировать кандидатов и сокрытием информации о назначении выборов депутатов муниципального совета в некоторых муниципалитетах. Окружные избирательные комиссии скрывали даты объявления выборов, прятались от кандидатов, под разными предлогами не принимали документы, создавали искусственные очереди, а порой дело доходило и до рукоприкладства. Так, в конце июня возле избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО) «Екатерингофский» был избит городской политик Александр Шуршев. Похожий инцидент произошёл в избиркоме «Ржевка», где против сторонников «Объединённых демократов», пытавшихся проникнуть в здание ИКМО, применялись удушающие приемы. «Безобразием, наносящим ущерб репутации города» назвал происходящее врио губернатора города Александр Беглов.

РБК Петербург попытался выяснить, за какие ресурсы на самом деле идёт ожесточенная борьба на муниципальных выборах.

Борьба с упреждением

По мнению всех опрошенных экспертов, муниципальные выборы являются первым этапом будущей кампании в Законодательное собрание (эти выборы пройдут в 2021 году). Как считает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, для депутатов Законодательного собрания (ЗакС) Петербурга муниципалитеты — нижний уровень политической борьбы в городе. «Для них муниципалы играют серьёзную роль — подбирают активистов, готовых помогать на выборах в городской парламент, формируют избирательные комиссии, мобилизуют избирателей. Это та основа, на которой строятся выборы депутатов Заксобрания по одномандатным округам. В этом и есть основной вопрос избирательной кампании сейчас», — полагает эксперт.

Для депутатов Законодательного собрания Петербурга муниципалитеты — нижний уровень политической борьбы в городе.

Согласно закону Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного собрания», 25 депутатов ЗакСа избираются по одномандатным мажоритарным округам, еще 25 — по партийным спискам. Схема одномандатных избирательных округов (всего их 25) была утверждена петербургским парламентом в 2016 году на 10 лет. «Те партии, которые сейчас смогут сформировать своё представительство на территории одномандатных округов, у кого будут свои опорные точки в городских муниципалитетах и свой актив — будут дальше бороться за то, чтобы провести на этих территориях своих кандидатов одномандатников. У нас шесть партий представлено в Законодательном собрании, это больше, чем в любом другом регионе. Каждая из них планирует сохранить, а желательно улучшить свой результат на будущих выборах», — говорит Солонников. В действующем созыве ЗакСа прошедшие 24 депутата по одномандатным округам — представители «Единой России». Желание «Единой России» сохранить доминирующее представительство в парламенте и, как условие для этого, лидерство в муниципальных округах — причина, по которой кандидатам от других партий не дают зарегистрироваться на муниципальных выборах, полагают политологи.

Ветвь без присмотра

Согласно поправкам в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления (МСУ) в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) имеют меньше полномочий, чем во всех остальных регионах России. В Петербурге к функциям МСУ относятся озеленение внутридворовых территорий, вопросы опеки и попечительства. Однако депутаты муниципального собрания, помимо этого, принимают бюджет МО — распределяют, какая сумма будет выделена на благоустройство конкретных дворов, на проведение культурно-массовых мероприятий. А он в двух столицах больше, чем в других субъектах России. Так, в Петербурге годовой бюджет одного муниципального образования составляет в среднем 100 млн руб. В 2018 году из городского бюджета было выделено порядка 3 млрд руб. на бюджеты муниципалитетов. «По масштабам городского бюджета, суммы в МО у нас скромные, но по масштабам, например, Нижнекамска — огромные. А там, где деньги, есть злоупотребления», — рассуждает профессор СПБГУ Николай Межевич.

В 2018 году из бюджета Петербурга было выделено порядка 3 млрд руб. на бюджеты муниципалитетов

По словам Межевича, МСУ в Петербурге имеет свои особенности, в частности, муниципальные образования институционально не контролируются органами исполнительной власти. «В Москве сильная промежуточная власть, там сильная префектура. Многоуровневой административной власти все боятся — она контролирует исполнение указаний, принятых правительством «от и до». То есть между Собяниным и маленьким московским МО есть много уровней, которые обеспечивают контроль. В Петербурге такой многоуровневости нет. Наши районы, когда-то очень сильные, имеющие свои районные советы, ушли в историю. А сформированные с 1997 года муниципалитеты остались без достаточного присмотра со стороны государственной власти», — говорит Межевич.

В Москве большинство из 146 МО совпадает с границами 125 районов — то есть каждый муниципальный совет находится «под присмотром» районной администрации. В Петербурге на 111 МО приходится 18 районов.

Напомним, в Москве большинство из 146 МО совпадает с границами 125 районов — то есть каждый муниципальный совет находится «под присмотром» районной администрации. В Петербурге на 111 МО приходится 18 районов. «Любая ветвь власти работает эффективно в том случае, если она находится под присмотром других ветвей. Местное самоуправление, мы знаем, не входит в систему государственной власти, но это не означает, что оно должно оставаться бесконтрольным», — резюмирует Николай Межевич.

Ещё раз про деньги

Глава муниципального образования ежегодно отчитывается перед жителями муниципалитета об исполнении бюджета. Однако, как отмечает депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, у муниципалов есть другие «возможности осваивать бюджет». Например, по его словам, находясь на должности муниципального депутата, можно влиять на локальный бизнес. «МО могут создавать муниципальные унитарные предприятия (МУПы), накручивать максимальные ставки на их услуги и, используя административный ресурс, обеспечивать себе победу в госзакупках», — утверждает Вишневский. «Я думаю, часть людей стремится стать депутатами МО, чтобы распределять бюджет через подчинённые местной администрации предприятия и учреждения, и часть этого бюджета перекладывать себе в карман», — полагает депутат.

Подобные нарушения, отмечает Вишневский, регулярно вскрываются Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга. Например, в МО «Сампсониевское» за 2016-2018 года ведомство обнаружило несколько десятков нарушений, связанных с исполнением местного бюджета и осуществлением муниципальных закупок. Также в сети опубликованы материалы расследований Transparency International о различных злоупотреблениях в муниципальных округах Петербурга.

Всё же, по мнению Николая Межевича, махинации с созданием МУПов не являются основной причиной, по которой идёт борьба за депутатский мандат. «Существует коррупция и другие проблемы, но они не сами по себе в МО появляются, а возникают из-за многих составляющих. Эти МУПы, которые невозможно контролировать, эти неформальные связи, патернализм со стороны местного самоуправления своим предприятиям — проблема не только в России, но и во всём мире, которая особенно широко распространена на постсоветском пространстве», — говорит эксперт.

Муниципальный фильтр

Ещё одна причина повышенного интереса политиков к муниципальным выборам — введение в 2012 году так называемого муниципального фильтра. Этот фильтр напрямую влияет на возможность тех или иных кандидатов участвовать в выборах глав регионов. В Петербурге, например, чтобы претендовать на пост губернатора города, нужно набрать 10% подписей муниципальных депутатов — около 150 подписей в 83 разных округах. Таким образом, депутаты в муниципалитетах будут давать возможность кандидатам выдвигаться на губернаторские выборы в 2024 году. Так, в рамках кампании по выборам губернатора Петербурга этого года из 28 кандидатов, подавших заявление в городскую избирательную комиссию, только четыре кандидата смогли пройти муниципальный фильтр.

Как подчеркивают участники нынешней кампании, именно появление фильтра сделало муниципальные выборы заметным явлением политической жизни страны. Изначально на участие в предстоящих выборах в Петербурге заявилось несколько тысяч кандидатов от непарламентской оппозиции. Новых участников осенней кампании, по их словам, вдохновляет успех оппонентов «партии власти» во время муниципальных выборов 2017 года в Москве, когда мандаты получили 270 оппозиционных кандидатов из 1500.

«Раньше муниципальными кампаниями никто не занимался, потому что это были выборы депутатов, у которых нет ни зарплат, ни полномочий — это высшая форма волонтёрства. Но после того, как был введён муниципальный фильтр в Москве, мы решили впервые всерьёз этим заняться, и планируем повторить московский успех в Петербурге. Если нам удастся выдвинуться на все мандаты, то будет шанс не только повторить московский успех, но и выступить лучше», — говорил ранее РБК Петербург экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

Однако, судя по предварительным результатам регистрации, повторения «московского успеха» в Петербурге у оппозиционных кандидатов не получилось.

Справка:

Муниципальная власть не является государственной властью, муниципальные депутаты не являются госслужащими. Назначение МСУ, по Конституции России, обеспечивать население правом самостоятельно решать вопросы местного значения. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов МСУ относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов. Законодательно муниципальная власть неподконтрольна государственной — региональному парламенту, районным администрациям. Однако на практике государство (законодательный орган региона) регулирует распределение финансовых средств между органами МСУ, предоставляет им субсидии на финансирование определенных проектов.