Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ваучеры вместо денег: интересы авиапассажиров «принесли в жертву»

Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Сотни петербуржцев пытаются вернуть деньги за авиабилеты на отмененные рейсы в период карантина. Как узнал РБК Петербург, только в юридическую компанию «ССП-Консалт» в сентябре поступило более 260 обращений с просьбой о такой помощи. Сейчас юристы проводят правовой анализ жалоб «на предмет возможного получения денежных средств с авиаперевозчиков, как в досудебном, так и в судебном порядке».

При этом эксперты опасаются того, что в ближайшие месяцы ситуация с возвратом денег за билеты может ухудшиться. Даже если авиаперевозчики не будут отменять уже запущенные за границу рейсы (в Минтрансе уверяют, что вопрос о новом сокращении зарубежных авиаперелетов пока не обсуждается), юристы опасаются того, что авиакомпании могут снова отменить некоторые внутренние рейсы. Из-за ухудшения ситуации с коронавирусом в некоторых регионах уже вводятся ограничения на въезд.

Весной этого года, когда авиакомпании начали массово отменять перелёты внутри страны, правительство России разрешило им возвращать пассажирам ваучеры вместо денег. Не исключено, что такой сценарий событий может повториться в будущем, говорят юристы, добавляя, что в некоторых случаях у потребителей есть возможность оспорить получение ваучера.


Екатерина Назарова, руководитель практики административного и страхового права «ССП-Консалт»:

Ваучеры вместо денег: интересы авиапассажиров «принесли в жертву»

«Постановление правительства № 991, разрешающее авиакомпаниям вернуть пассажирам ваучеры по отмененным рейсам до 1 мая (в том числе по невозвратным билетам), направлено на защиту авиакомпаний от банкротства. Вызванные пандемией ограничения нестандартны, и в такой ситуации правительству было необходимо найти решение, которое будет соблюдать баланс интересов граждан и авиаперевозчиков. Но, на мой взгляд, это постановление не обеспечивает баланс интересов и дискриминирует граждан.

Дело в том, что в законе от 08.06.2020 N 166-ФЗ, внёсшим изменения в Воздушный Кодекс, придана обратная сила положениям о праве правительства РФ устанавливать особенные правила расторжения договоров при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Обратная сила закона как правило применяется преимущественно к отношениям, которые возникают между гражданином и государством (и в интересах гражданина), и не применяется между гражданами и юридическими лицами. Здесь же интересы авиапассажиров приносятся в жертву интересов авиакомпаний. Однако пока закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ, внёсший изменения в Воздушный кодекс, и постановление № 991 в установленном порядке не будут обжалованы, суды будут ссылаться на эти акты.

«Интересы авиапассажиров приносятся в жертву интересов авиакомпаний»

На практике мы видим, что многих граждан не устраивает введённый порядок возврата билетов — и они пытаются защитить свои права. В некоторых случаях потребители вправе требовать деньги от авиакомпаний, а не ваучеры. Это касается случаев, когда у авиакомпании возникла обязанность вернуть деньги пассажиру до вступления в силу постановления правительства, то есть до 7 июля 2020 года. Обязательным условием является наличие факта обращения в авиакомпанию за возвратом средств, например, переписка пассажира и авиакомпании, в которой указано, что билет по отменённому рейсу находится на очереди на возврат.

В таком случае, ссылки ответчика на правительственное постановление, как на основание для невозврата денежных средств, будут являться незаконными и необоснованными, а поведение авиакомпании будет расцениваться, как злоупотребление правом. Во многих случаях затягивание процесса по возврату денег происходило намеренно — и перевозчики знали о проекте постановления, которое должно было вступить в силу в июле 2020 года

Несмотря на сотни обращений горожан, «ССП-Консалт» пока не планирует подавать коллективные иски к авиакомпаниям. Пока мы проводим правовой анализ обращений на предмет возможного получения денежных средств с авиаперевозчиков, как в досудебном, так и в судебном порядке».


Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru:

Ваучеры вместо денег: интересы авиапассажиров «принесли в жертву»

«Постановление правительства даёт право авиакомпаниям отдавать пассажирам ваучеры за отмененные рейсы до 1 мая. Пообещали ли они уже раньше вернуть пассажирам деньги или не пообещали — не важно, есть постановление правительства, на законном основании разрешающее этого не делать. Мне не известны случаи, когда через суд потребителям удавалось получить с авиакомпаний деньги по отменённым рейсам до 1 мая. Уже после этого числа авиакомпании обязаны возвращать деньги по общим правилам. Хочу отметить, что именно правительство запретило авиакомпаниям лететь заграницу, сами компании-то были готовы. Правительство ничего им не компенсировало, но дало такой механизм как ваучеры. Поэтому ответственность за эту ситуацию скорее лежит не на авиакомпаниях, а на правительстве.

«Именно правительство запретило авиакомпаниям лететь заграницу, сами компании-то были готовы. Правительство ничего им не компенсировало, но дало такой механизм как ваучеры»

Нужно понимать, что наша гражданская авиация перевозила порядка 10 млн пассажиров в месяц. В апреле большая часть рейсов была отменена. Если все пассажиры придут и потребуют деньги назад, то просто все авиакомпании объявят себя банкротами, и никто ничего не получит. Авиакомпании деньги не печатают, они уже потратили полученные деньги за билеты на зарплаты, на подготовку воздушного судна и т.д. Поэтому выбор не велик: либо плохое решение — ваучеры, либо очень плохое — ничего.

Не думаю, что из-за недовольства некоторых граждан авиакомпании теряют потенциальных покупателей. Любой житель России является потенциальным пассажиром — он всё равно полетит той или иной авиакомпанией. А сейчас авиакомпании борются за выживание. Независимо от того, лоялен или не лоялен пассажир отдельно взятой компании, в будущем он сможет летать только теми авиакомпаниями, которые выживут. Поэтому сегодня авиакомпании не озабочены повышением лояльности, сколько озабочены собственным выживанием.

«Если все пассажиры придут и потребуют деньги назад, то все авиакомпании объявят себя банкротами»

Но я не скажу, что сейчас авиакомпании не дорожат имиджем. Они как могут сглаживают эту ситуацию. Кто-то начисляет дополнительные мили пассажирам за перелёты, кто-то к этим ваучером добавляет 10% к стоимости отменного перелёта. Те, кто не возмущались и получили ваучеры, уже оплатили себе путешествие этим летом на перелёты по России, которые, кстати, были дешевле на 15-30%, чем летом прошлого года.

Первым такой механизм возврата денег применили в Германии. Немцы заморозили все деньги в туриндустрии, в том числе — за покупку авиабилетов до 2021 года. Все деньги за отменные рейсы там также остались у авиакомпаний, и граждане смогли либо воспользоваться ими, либо получить позднее деньги обратно. То есть, даже в Германии, где работают более экономически развитые компании, правительство пошло на такой шаг.

Кстати, западные авиакомпании увольняют тысячи сотрудников. А некоторые — десятками тысяч. У нас, к счастью, пока массовые увольнения сотрудников отрасли не происходят».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 21 мая, 16:37
В Иране раскрыли новые детали крушения вертолета Раиси Политика, 01:33
В двух регионах России объявили опасность атаки дронов Политика, 01:19
Захарова назвала приступом безумия обвинения России в покушении на Фицо Политика, 00:57
Блинкен ответил на вопрос, стал ли мир лучше со смертью Раиси Политика, 00:54
«РИА Новости» назвало срок, грозящий убившим семь человек военным Политика, 00:21
В России разработали федеральное приложение для фиксации нарушений ПДД Авто, 00:05
Прервет ли клуб Миранчука рекордную серию «Байера». Главное о финале ЛЕ Спорт, 00:00
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Зеленский обвинил Запад в нежелании закрыть двери в отношениях с Россией Политика, 21 мая, 23:51
Путин пообещал рост числа участников кадровой программы для военных Политика, 21 мая, 23:47
Reuters сообщил о «массовом исходе» уехавших россиян из Турции Общество, 21 мая, 23:42
Зеленский назвал свой президентский срок еще не оконченным Политика, 21 мая, 23:09
Производители продуктов пожаловались Мишустину на инициативу Минпромторга Бизнес, 21 мая, 23:04
«Технологический сбой» на ₽2 млрд помешал продать «Росспиртпром» Бизнес, 21 мая, 22:42
В Белгородском районе украинский дрон атаковал автомобиль на дороге Политика, 21 мая, 22:34