Торговые центры Петербурга выходят на антирекорд
К концу 2022 года уровень вакансии в торговых центрах Петербурга может увеличиться в два раза, до 10%, прогнозируют в Knight Frank St.Petersburg. Это максимальный уровень за последние 12 лет. Больше свободных от арендаторов помещений в городских ТЦ было только 2009-2010 годах — 13%.
Почти все сегменты
По итогам первого полугодия 2022 года доля свободных площадей в качественных торговых центрах Санкт-Петербурга увеличилась по сравнению с итогами 2021 года на 1 п. п. и достигла уровня 5,3%, подсчитали в консалтинговой компании. Эксперты отмечают, что рост вакантности наблюдался по всем типам торговых центров, кроме районных.
По данным на конец июня 2022 года, наибольший объем свободных площадей отмечен в аутлетах (12,3%), меньше всего вакантно площадей в региональных торговых центрах (2,1%). В районных торговых центрах свободно 9,7%, в окружных — 8%, в суперрегиональных— 4,9%.
Исход брендов
Прогноз по уровню вакансии в торговых центрах Петербурга до конца 2022 года зависит от двух факторов: примут ли международные бренды решение об уходе с российского рынка и станут ли оптимизировать площади российские бренды. Таким образом, в лучшем случае вакансия повысится до 7-8%, в худшем — до 10%.
Напомним, что с конца февраля 2022 года более 100 зарубежных брендов одежды и косметики приостановили работу в России, не только из-за спецоперации России и последовавших за ней санкций, но и из-за проблем с логистикой. Если раньше компании заявляли о временной паузе работы в России, то сейчас все больше брендов объявляют о продаже складских остатков и полном уходе с российского рынка. Самой резонансной стала финальная распродажа товаров шведской IKEA, сегодня стало известно о том, что британская Lush планирует закрыть свой бизнес в России.
Падение или новый виток развития?
Knight Frank St.Petersburg полагают, что рост доли свободных площадей будет сдерживать отсутствие запуска новых объектов, в Петербурге во втором полугодии не ожидается открытия новых торговых центров, что повторяет исторический минимум 2017 года, когда не было введено ни одного ТЦ.
Несмотря на негативные факторы, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева видит новые возможности для развития сегмента. «В свое время кризис 2014—2015 годов привнес в торговые центры новые форматы универмагов, открыл рынку российские бренды, способствовал появлению фуд-холлов наряду с крупноформатными развлечениями для детей и подростков. Вероятно, что и сейчас настало время для нового витка развития», — говорит эксперт.
Ранее РБК Петербург писал, как уход крупных международных брендов может отразиться на другом сегменте торговой недвижимости Петербурга — стрит-ретейле. Весной этого года на Невском проспекте временно приостановили деятельность 13 арендаторов, шесть из которых — магазины одежды (Dior, LouisVuitton, BrunelloCucinelli, Chanel и другие). Если компании, которые закрыли свои магазины для покупателей, но пока продолжают платить за аренду, примут окончательное решение об уходе с российского рынка, доля вакантных площадей может увеличиться до рекордных для этой локации значений и приблизиться к 17%. В прошлом месяце доля свободных помещений не превышала 10,4%. Максимальный прирост вакансии был зафиксирован на Невском во время пандемии — 12,6%.