На Невском проспекте может опустеть рекордное количество торговой площади
Эксперты оценили, как уход крупных международных брендов может отразиться на главной улице Петербурга. Если зарубежные магазины примут окончательное решение об уходе из России, доля свободных торговых помещений на Невском проспекте вырастет до рекордных 17%, подсчитали в консалтинговой компании Knight Frank St Petersburg. По данным экспертов, даже в пандемию здесь не пустовало более 12% площадей.
Минус тринадцать магазинов
По данным Knight Frank St Petersburg, на начало июня 2022 года общее количество представленных международных брендов на Невском проспекте достигало 60. Наибольшая доля из них (59%) относится к сегменту fashion. Весной этого года временно приостановили деятельность 13 арендаторов, шесть из которых — магазины одежды (Dior, Louis Vuitton, Brunello Cucinelli, Chanel и другие). Если компании, которые закрыли свои магазины для покупателей, но пока продолжают платить за аренду, примут окончательное решение об уходе с российского рынка, доля вакантных площадей может увеличиться до рекордных для этой локации значений и приблизиться к 17%. Сейчас доля свободных помещений не превышает 10,4%. Максимальный прирост вакансии был зафиксирован на Невском во время пандемии — 12,6%.
В Knight Frank St Petersburg полагают, что освободившиеся площади могут быть заняты арендаторами сегментов fashion-индустрии (одежда, обувь, аксессуары), заведениями общественного питания, федеральными продуктовыми сетями, банками. Дальнейшее открытие новых бутиков сегмента «люкс» в локации «Старо-Невского» проспекта в ближайшей перспективе будет точечным.
На начало июня 2022 года эксперты уже отмечают снижение максимальных запрашиваемых ставок аренды на основной части Невского проспекта и Староневском проспекте на 9% в каждой из локаций. На основной части Невского проспекта диапазон ставок аренды составил 5 700–10 000 руб./мес./ кв. м (с учетом НДС), на «Старо-Невском» от 2 600 до 7 000 руб./мес./кв. м (с учетом НДС).
«Найти замену будет сложно»
Директор департамента исследований рынка компании Maris Алена Волобуева отмечает, что помещения от Адмиралтейства до станции метро «Площадь Восстания» при адекватной ценовой политике очень быстро находят новых резидентов. «Для этой части Невского не характерно доминирование арендаторов какого-либо определенного сегмента. Многие годы зона Староневского проспекта, наоборот, формировалась как локация сосредоточения премиальных фэшн-операторов. В данном случае, сломать стереотипы покупательского поведения будет сложнее. Уровень деловой активности в этой части Невского проспекта ниже. Как один из вариантов поддержания имиджа «фэшн-локации» — привлечение премиальных фэшн брендов из «дружественных стран»», — полагат эксперт. Но, по мнению Алены Волобуевой, подобную замену не удастся реализовать в короткие сроки, поэтому при неблагоприятном сценарии развития событий в среднесрочной перспективе уровень вакансии на Староневском будет выше среднерыночного.
«В пандемию Невский проспект испытывал сложности в связи со значительным снижением туристического потока и сокращением числа офисных сотрудников в период локдауна, поэтому содержание торговых точек в локации для многих операторов стало со временем нерентабельным. Например, свои отделения закрыли некоторые банки, ретейлеры, ориентированные на туристов. Несмотря на то что в 2021 году рынок стал восстанавливаться, все же он не смог вернуться к допандемийным показателям, а в 2022 году столкнулся с новыми сложностями», - констатирует руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. По ее словам, сейчас самый дорогой торговый коридор в городе преодолевает очередной виток изменений: ставки корректируются, период, который отводится на ремонт и въезд в помещение, увеличивается с учетом удорожания стройки, вследствие чего арендаторы предпочитают открывать магазины на короткий срок (до года). «Например, появились форматы поп-ап, которые работают в течение трех-пяти месяцев, что позволяет им оперативно перестроиться в условиях изменяющегося рынка», — отмечает Анна Лапченко.
Как ранее сообщал РБК Петербург, другой сегмент коммерческой недвижимости Петербурга — торговые центры, пострадал от «приостановки деятельности» зарубежных брендов одежды и обуви, сильнее чем стрит-ретейл. По оценкам Nikoliers в крупноформатных ТЦ закрыты в среднем 20-35% торговых площадей, в ТЦ районного формата — 10%. По данным компании Focus, за последнюю неделю мая Mall Index (показатель посещаемости торговых центров) для торговых центров Петербурга был на 11% ниже показателя за аналогичный период 2021 года, и на 24% ниже показателя того же периода докризисного 2019 года.