Петербург пополнился новыми торговыми площадями и брендами
В 2020 году рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга побил семилетний рекорд по приросту предложения. Как сообщает консалтинговая компания Colliers, совокупная арендная площадь открытых в прошлом году торговых центров (всего их было три) составила 127 тыс. кв. м.
Эксперты говорят, что, несмотря на пандемию, минувший год не был катастрофическим для отрасли; но предупреждают о возможном ухудшении ситуации, предсказывая многим игрокам потерю трафика и арендаторов, а также перепрофилирование.
Три гиганта
Всего в 2020 году в Петербурге были открыты три новых ТЦ: мебельный центр «Кубатура» (GLA 110 тыс. кв. м), 3-я очередь Outlet Village Пулково (GLA 5 тыс. кв. м) и районный культурно-досуговый центр Green Park (GLA 12 тыс. кв. м). За счет них обеспеченность жителей Петербурга торговыми площадями увеличилась и достигла 596 кв. м на 1000 жителей в 2020 году, тогда как в 2019 году она составляла 574 кв. м.
Аналитики отмечают, что, несмотря на сложную ситуацию, обусловленную пандемией и ограничительными мерами, торговым центрам удалось сдержать резкий рост уровня вакантности — в основном, за счет активных переговоров арендаторов и арендодателей. По данным Colliers, в 2020 году доля свободных площадей в торговых центрах составила 5,1% в среднем по рынку и 2,4% — в наиболее качественных объектах. При этом на городской рынок вышло даже несколько новых брендов (магазин спортивной одежды The North Face, салон товаров для здорового сна «Основа снов», магазин одежды «Каляев» в ТРК «Питер Радуга»). Ранее также стало известно, что ТК «Невский центр» подписал договор аренды с федеральной сетью «Технопарк», которая откроет свой магазин в первом квартале 2021 года.
Эксперты напоминают, что на 2021 год в городе запланировано открытие четырех торговых центров общей площадью 42,5 тыс. кв. м. Так, заявлены к открытию ТРК «Спутник», 4-я очередь ТРК «Заневский Каскад», 2-я очередь Fashion House Outlet и ТК «Солнечный город».
Миграция в районы
По словам директора департамента торговой недвижимости Colliers Ирины Царьковой, 2020 год наметил две важные тенденции на рынке торговой недвижимости Петербурга. Во-первых, аналитики наблюдают наблюдаем тенденцию роста числа районных торговых центров.
В 2020 году основной объем нового предложения сформирован специализированными торговыми центрами, в то время как число классических ТЦ увеличивается, в основном, за счет районных форматов, отмечает эксперт, вспоминая ТЦ в составе жилого комплекса «Солнечный город», культурно-досуговый центр Green Park в Славянке, а также будущий ТРК «Спутник» в Невском районе. Ранее РБК Петербург сообщал о том, что строительством районных ТЦ заинтересовались даже крупные девелоперы жилья.
Морально устарели
Во-вторых, пандемия и изменение потребительских привычек еще более подчеркнули необходимость реконцепции торговых центров. По данным Colliers, более 68% классических торговых центров (или 1,4 млн кв. м) были построены более десяти лет назад и не проводили обновлений. «В ближайшие годы мы увидим развитие этого направления», — отмечает Ирина Царькова.
Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин в связи с этим говорил РБК Петербург, что одна из проблем рынка торговой недвижимости Петербурга заключается в том, что бурный рост строительства пришелся на 2008-2010 годы. «И, учитывая, что цикл жизни торговых центров составляет 5-6 лет, даже самые концептуальные и современные на тот момент объекты уже морально устарели», — отмечал эксперт.
По его мнению, в ближайшие годы концепция ТЦ будет корректироваться в сторону общественных функций: место для развлечений, обучения, работы, для встреч с друзьями. «Конечно, пандемия обрушила посетительский трафик в ТЦ. Но и в условиях стабильной эпидемиологической обстановки трафик продолжил бы снижаться. Просто не такими быстрыми темпами», — говорит эксперт, обращая внимание на бурный рост e-commerce.
Печальный прогноз
Но, по мнению гендиректора Colliers в Петербурге Андрея Косарева, значительную долю «возрастных» торговых центров ждут серьезные трудности — от потери трафика и арендаторов уже в ближайшее время до более радикальных мер в перспективе нескольких лет, например, перепрофилирования. Проблема заключается в том, что сейчас у собственников гораздо меньше ресурсов для обновления ТЦ, считает эксперт. «Ограничительные меры во время пандемии привели к существенному падению арендных доходов и финансово ослабили собственников торговых центров», — добавил он.
Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева сообщала РБК Петербург, что уже в 2020 году в устаревших торговых центрах Петербурга наблюдался наибольший уровень ротации и наибольший спад по количеству покупателей.