Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
86 

Почти 70% торговых центров Петербурга устарели

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

К концу 2020 года в Петербурге почти 1,5 млн кв.м. торговых центров нуждаются в реконцепции, а к 2023 году объем «устаревших» торговых площадей вырастет более чем в 1,7 раз. Такую статистику приводит Colliers International. Но из-за кризиса у собственников ТЦ нет на это средств.

Объекты стареют

Более 68% классических торговых центров в Петербурге были построены более десяти лет назад — это порядка 1,4 млн кв. м. По данным Colliers International, за последние пять лет реконцепция была проведена в десяти торговых центрах Санкт-Петербурга. В большинстве своем обновлению подверглись объекты старше 10 лет — это 300 тыс. кв. м, а также торговые центры старше 5 лет — 260 тыс. кв. м.

Например, в этом году частичную реконцепцию с обновлением фуд-корта проходил ТРК «Лето». Ранее масштабную реновацию и обновление пула арендаторов провели в ТРК «ПИК» и «Сити Молл».

При этом, как отмечают эксперты, на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга практически не появляется новых объектов — в основном, вводятся специализированные торговые центры, очереди аутлетов и небольшие ТЦ районного формата. Так, в 2019 году было открыто два торговых центра совокупной площадью 19 400 кв. м — первая очередь Fashion House Outlet Centre (GLA 11 000 кв. м) и ТЦ районного формата в составе ЖК «Солнечный город» (GLA 8 400 кв. м). В 2020 году был введен мебельный центр «Кубатура» (GLA 110 тыс. кв. м). Всего общий объем предложения составляет 3,1 млн кв. м.

Инвестиционный бум прошел

В ближайшие три года вопрос обновления торговых центров станет еще более актуальным для рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга. К 2023 году площадь торговых центров, нуждающихся в реконцепции, вырастет более чем в 1,7 раз и достигнет 2,5 млн кв. м. Доля «возрастных» классических ТЦ составит 85%.

«Одна из проблем рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга заключается в том, что бурный рост строительства пришелся на 2008-2010 годы. И, учитывая, что цикл жизни торговых центров составляет 5-6 лет, даже самые концептуальные и современные на тот момент объекты уже морально устарели», — констатирует руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин.

Однако сейчас у собственников гораздо меньше ресурсов для обновления торговых центров. «Ограничительные меры во время пандемии привели к существенному падению арендных доходов и финансово ослабили собственников торговых центров. Хотя проблема реконцепции и соответствия новым требованиям покупателей как никогда актуальна для торговых центров, сейчас ресурсов для обновления гораздо меньше», — считает генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев. По его прогнозам, значительную долю «возрастных» торговых центров ждут серьезные трудности — от потери трафика и арендаторов уже в ближайшее время до более радикальных мер в перспективе нескольких лет, например, перепрофилирования.

Спад посещаемости и ротация арендаторов

Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева говорит, что в 2020 году в устаревших торговых центрах Петербурга наблюдался наибольший уровень ротации и наибольший спад по количеству покупателей. «При этом вакантность в них не превышает среднерыночных значений за счет привлечения несетевых малоизвестных брендов на условиях краткосрочных договоров аренды. Таким образом, торговые центры пытаются в краткосрочной перспективе обеспечить денежный поток, в меньшей степени думая о качестве концепции», — отмечает она. По словам Наталии Киреевой, вряд ли мы увидим массовые реконцепции в 2021 году, так как собственникам торговых центров надо время, чтобы понять, насколько изменилась их целевая аудитория и ее предпочтения и какие изменения надо вносить в концепцию текущего проекта.

«Нельзя однозначно сказать, что все торговые центры, построенные 10 лет назад и более, нужно обновлять. Частичные изменения происходят постоянно, без полного закрытия торговых центров. Обновляются отдельные этажи, например, фудкорты меняются на фудхоллы, где это возможно и т.д. Этот процесс идет непрерывно, и собственники постоянно реагируют на меняющуюся конъюнктуру рынка. Например, в этом году исполняется 10 лет торговому центру «Галерея» и торговому центру «Невский центр», а никто не говорит, что они устарели», — подчеркивает Наталия Киреева.

E-commerce вытесняет офлайн

В компании IPG.Estate, напротив, считают, что портрет потенциального посетителя торгового центра и потребительские модели меняются стремительно. Сейчас неотъемлемой частью жизни стали различные цифровые продукты. «Например, развитие e-commerce — сегодня сетевые и несетевые ритейлеры работают с крупнейшими маркетплейсами, создают собственные приложения, группы в социальных сетях, развивают сервисы доставки и так далее. Обороты электронной торговли растут сумасшедшими темпами: согласно данным «Платформа ОФД», в ноябре 2020 года года в России объём интернет-покупок в массовой рознице вырос на 118% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года.

«В этом отношении примечателен путь Китая, где идет кардинальная реконцепция — торговый центр превращается в место, где люди просто забирают товары и продукты в дарксторах, которые приобретали в онлайн-магазинах заранее», — говорит Валерий Трушин. По его прогнозам, концепция современных российских торговых комплексов будет корректироваться в сторону общественных функций: место для развлечений, обучения, работы, для встреч с друзьями. «Конечно, пандемия обрушила посетительский трафик в ТЦ. Но и в условиях стабильной эпидемиологической обстановки трафик продолжил бы снижаться. Просто не такими быстрыми темпами», — объясняет эксперт.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Лента новостей
Вильфанд заявил, что начало лета будет прохладнее, чем конец весны Общество, 05:39
The Guardian узнала, что Великобритания назовет Россию «насущной» угрозой Политика, 05:35
Ветеранов афганской войны арестовали за махинации с санаторием «Русь» Общество, 05:28
Пентхаусы и high-sky-студии: быть над городом и смотреть на него сверху РБК и Дом Chkalov, 04:55
Мошенники изменили схему получения доступа к «Госуслугам» Общество, 04:46
Группу врачей из Приморья обвинили в продаже новорожденных за границу Общество, 04:23
Байден пригрозил избиением авторам книги о его президентском сроке Политика, 04:23
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Эрдоган призвал к встрече Путина и Зеленского «без промедления» Политика, 04:18
В Лондоне оценили срок достижения цели по тратам на оборону в 3% от ВВП Политика, 04:06
В США из перевернувшейся фуры вылетели 250 млн пчел Общество, 03:59
The Guardian узнала о нереализуемом плане Трампа насчет «Золотого купола» Политика, 03:37
В Великом Устюге загорелся «Новаторский леспромхоз» Общество, 03:28
Российский вратарь Илья Набоков подписал контракт с «Колорадо» Спорт, 03:02
Байден рассказал, как лечится от рака Политика, 02:56