Гадания на городской гуще: как Смольный принимает решения
Петербуржцы сумели добиться от чиновников Смольного заявления о том, что проект строительства новых станций Калининско-Красносельской линии метро не будет откладываться. Линия, напомним, призвана разгрузить первую и вторую ветки. На сегодняшнем заседании правительства председатель комитета финансов Петербурга Эдуард Батанов сообщил, что финансирование проекта может начаться уже в следующем году.
При этом он уточнил, что в Адресную инвестиционную программу средства на реализацию объектов могут быть внесены только после того, как будет полностью сформирована проектно-сметная документация.
Ранее чиновники планировали отложить строительство шестой — Калининско-Красносельской линии — до лучших времен. Объяснялось это сменой транспортных приоритетов в связи с принятием в 2018г. чемпионата мира по футболу. Между тем, проектирование шестой ветки уже закончено и сейчас проводятся необходимые экспертизы и согласования.
Горожане, недовольные этими планами, потребовали от властей разморозить проект. В Интернете даже стартовал сбор подписей за строительство метро в Красносельском районе. Свои подписи под петицией поставили уже более 12,6 тыс. петербуржцев. Авторы документа сообщали ранее, что сбор будет продолжаться весь апрель, после чего коллективное обращение передадут губернатору.
Массовые выступления горожан против сомнительных идей Смольного в последние месяцы на удивление оказываются плодотворны. Так, массовые акции протеста в защиту 31-й городской больницы возымели успех — и власти отказались от перепрофилирования медучреждения под нужды судей переезжающих в Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов.
Частично добились своего и защитники Фарфоровского кладбища. Недавно глава города Георгий Полтавченко отреагировал на их призыв разобраться в ситуации вокруг планов по строительству на этой территории торгового комплекса. Градоначальник признал, что на участке, отданном под застройку, действительно располагалось кладбище. До этого он говорил: "Если будет четко подтверждено, что на месте предполагаемого строительства захоронения - строить не дадим".
Эксперты полагают, что, поскольку власть лишила себя оптимальной обратной связи с населением, в проблемных вопросах города ей действительно приходится угадывать настроение жителей. Так, Федор Гаврилов, главный редактор ресурса "Петербург 3:0", уверен, что по мере усугубления проблем, например, бюджетных, это гадание приобретает все большее значение, вплоть до судьбоносного. Вопросы о том, куда провести метро, кого пустить на площади, отдать застройщику сквер или не отдать — решать приходится с помощью герменевтики. А угадывать настроение горожан можно лишь по общественной реакции.
"При этом власти до сих пор не очень понимают, что гражданское общество в последние годы очень развилось", - считает Ф.Гаврилов. Активисты, по его мнению, перешли от криков и стонов к квалифицированной юридической критике тех или иных решений, с которой чиновникам спорить трудно.
В том, что власть вынужденно отвечает лишь на социальный протест, игнорируя политический, аналитики также не видят ничего удивительного. Ведь, к счастью чиновников, политика пока совершенно не интересует основную массу населения.
Интересно, что многие эксперты не видят серьезной реакции Смольного даже на социальный протест. Так, по мнению депутата Законодательного собрания Алексея Ковалева, решение о строительстве Калининско-Красносельской линии вряд ли связано с подписями горожан, да и история с Фарфоровским кладбищем еще не закончена — не исключено, что это просто маневр, чтобы "чуть-чуть отложить решение вопроса". Победой горожан, по его словам, можно назвать лишь историю с 31-й больницей.
При этом обратных примеров за последнее время немало: так, несмотря на активные протесты горожан, власти все же позволили снести дом Рогова, по-прежнему не решена судьба стадиона "Прибой", отданного под жилую застройку.