В Петербурге начал меняться трафик в торговых центрах
В январе 2023 года показатель «1С-Рарус Индекс» (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) превысил уровень января 2022 года на 4,7%, а января 2021 года — на 4,8%. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные компании «1С-Рарус».
Ранее динамика в годовом выражении была отрицательной. По оценкам «1С-Рарус» в Санкт-Петербурге посещаемость торговых центров в январе выросла на 8%. Это значительно выше трафика ТЦ в Москве, где «1С-Рарус Индекс» по итогам января оставался меньше прошлогоднего на 0,9%.
Ранее РБК приводил данные индекса посещаемости Rstat Index, рассчитываемого компанией «Антивор», согласно которым, в первую праздничную неделю 2023 года количество покупателей в московских торговых центрах снизилось почти на 12% по сравнению с показателем за тот же период 2022 года. Трафик также оказался ниже, чем в начале трех предыдущих лет: на 17% меньше, чем в 2021-м, на 7,3% — чем в 2020-м, на 27,2% — чем в 2019-м. При этом в целом по России, как показывает Rstat Index, посещаемость ТЦ, напротив, росла. Показатель увеличился на 11,5% по сравнению с первой неделей 2022 года, на 12,9% — по сравнению с тем же периодом 2021-го, на 35,2% — 2020-го и на 1,7% — 2019-го.
Руководитель отдела систем подсчета потребителей «1С-Рарус» Евгений Дмитриев связывает позитивную динамику с постепенной адаптацией рынка, замещением ушедших арендаторов и частичным восстановлением потребительской активности. В Санкт-Петербурге динамику также поддержал растущий турпоток.
Впрочем, о восстановлении посещаемости торговых центров до уровня, который наблюдался в доковидный период, речи не идет. Так, Mall Index (также отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) от компании Focus Technologies в России в целом по итогам января был на 23% ниже показателя за аналогичный период 2020 года, а в Москве и Петербурге — на 29%.
Как писал РБК Петербург, районные торговые центры оказались единственным форматом ТЦ в городе, который показал стабильный трафик посетителей в 2022 году. В результате только в таких торговых центрах в прошлом году снизилась доля свободных площадей (на 1,1 п.п., до 8,9%), подсчитали в консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге. Самый большой объем свободных площадей наблюдался к концу года в суперрегиональных торговых центрах с площадью более 75 тыс. кв. м (15,4%). В региональных ТЦ (35-75 тыс. кв. м) пустует 5,2%. Но в целом доля свободных площадей неравномерно распределена — например, в 24 торговых центрах из 55 вакантность составляет менее 5%, а в восьми — пустует более 20% площадей. Период восстановления сегмента может занять от года до трех лет, говорят эксперты.