В Петербурге рассказали о ТЦ, которые не теряют трафик и арендаторов
Районные торговые центры оказались единственным форматом ТЦ в Петербурге, который показал стабильный трафик посетителей в 2022 году. В результате только в таких торговых центрах в прошлом году снизилась доля свободных площадей (на 1,1 п.п., до 8,9%), сообщили РБК Петербург в консалтинговой компании NF Group в Санкт-Петербурге. По всем другим типам ТЦ наблюдался рост вакантности (в среднем на 6,3 п.п., до 10,6%). Период восстановления сегмента может занять от года до трех лет, говорят эксперты.
Меньше fashion
Самый большой объем свободных площадей наблюдался к концу года в суперрегиональных торговых центрах с площадью более 75 тыс. кв. м (15,4%). В региональных ТЦ (35-75 тыс. кв. м) пустует 5,2%. Но в целом доля свободных площадей неравномерно распределена — например, в 24 торговых центрах из 55 вакантность составляет менее 5%, а в восьми — пустует более 20% площадей.
Доля свободных площадей в разных типах торговых центров Санкт-Петербурга
В NF Group отмечают, что к концу года в качественных торговых центрах города оставались закрытыми магазины 28 международных брендов из 10 стран. При этом число закрытых магазинов в течение года постепенно сокращалось (на конец второго полугодия закрытыми были магазины 46 брендов). В основном, закрывались магазины категорий fashion (61%) и «спортивные товары» (32%). Если смотреть по странам происхождения бренда, то это Испания (46%), Франция (21%), Германия (12%). Ранее РБК Петербург писал, что в целом с конца февраля 2022 года более 100 зарубежных марок одежды и косметики приостановили работу в России.
При этом аналитики обращают внимание на ротацию арендаторов — в сегменте одежды и аксессуаров количество открытий магазинов (36%) превысило количество закрытий (32%). Среди иностранных брендов расширили свое присутствие марки Gerry Weber (Германия) и Mexx (Нидерланды), из российских — Melon Fashion Group (Befree, Love Republic, Zarina, Sela), Gloria Jeans, Familia, «Снежная королева» и т.д. Та же динамика наблюдается в сегменте обуви (10% против 5%). Deichmann открылся под брендом NAM, ССС под брендом Obuv, Crocs — Saboo. Из российских марок новые магазины открылись у Thomas Munz, Kari, Mascotte, Zenden.
Структура временно закрытых магазинов международных брендов в ТЦ Санкт-Петербурга (исходя из площади), 2022 г.
В сегменте товаров для дома, напротив, динамика оказалась отрицательной (4% против 21%). Все дело в том, что российские компании, которые развивались и открывали магазины в торговых центрах, занимали существенно меньшие площади, чем иностранные бренды. Среди них — Candelabra Home, Cozy Home, Kuchenland, Divan Boss.
Больше закрытий и в детском ретейле и товарах для будущих мам. Так, в прошлом году в Петербурге закрылись магазины «Дочки-Сыночки», «Детки», Toy.ru, «Буду мамой», Reike, Kakadu, что привело к значительному высвобождению площадей. В число тех, кто вышел на городской рынок, можно назвать Choupette, Sela moms&monsters, Button Blue, Little Home, LOLOCLO. Но эти ретейлеры арендуют небольшие площади.
Ротация среди гипермаркетов городского формата была связана с уходом финской сети Prisma и открытием на этих площадях «Перекрестка». Среди всех форматов развлечений наибольшие трудности в торговых центрах испытывают кинотеатры. В 2022 году закрылось три кинотеатра: «Мираж Синема» в ТЦ «Международный» и ТЦ «Атлантик-Сити», а также «Кинопарк» в ТЦ Green Park. До этого в период пандемии также закрылись кинотеатры в ТЦ «Лигов» и в ТЦ «Пик».
Два сценария
Рост вакантности в петербургских торговых центрах был ожидаемым после массового ухода многих иностранных брендов в 2022 году и снижения посетительского трафика. Исключение стали районные и окружные торговые центры. Аналитики объясняют это небольшим количеством крупных международных ретейлеров, работающих в таких ТЦ, а также сложившимися тенденциями в период пандемии, когда шопинг сместился ближе к дому.
Что касается прогнозов на 2023 год, то доля свободных площадей в торговых центрах Санкт-Петербурга продолжит расти, говорит Евгения Хакбердиева, региональный директор по торговой недвижимости NF Group, в 2023 году.
«И есть два сценария развития сегмента: пессимистичный предполагает, что все временно закрытые на данный момент ретейлеры освободят помещения, и вакантность увеличится до рекордных 13–14%. Больше всего уход международных брендов скажется насуперрегиональных и региональных торговых центрах. Но впоследствии ожидается период восстановления сегмента и снижения объема свободного предложения, который продлится от года до трех лет. Наиболее реалистичный сценарий развития предполагает достижения пика вакантности на уровне 12% к концу первого квартала 2023 года, после чего будет наблюдаться снижение доли свободных площадей по мере заполнения их российским и азиатскими ретейлерами, а также теми европейскими брендами, которые продолжают развитие», — отмечает эксперт.
Ранее партнер и руководитель направления торговой недвижимости ГК «БестЪ» Станислав Ступников говорил РБК Петербург, что в 2023 году возможна положительная динамика заполняемости торговых центров и объектов стрит-ретейла, а также «стабилизация посещаемости» ТЦ. «Но на уровне 70-80% от докризисного уровня», — добавил он. Также эксперт ожидает положительную динамику арендных ставок, но она составит не более 6-8%.