Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Новый владелец рассказал, что ждёт производственную площадку IKEA

Вадим Осипов, генеральный директор и совладелец ООО «Инвест Плюс»
Вадим Осипов, генеральный директор и совладелец ООО «Инвест Плюс» (Фото: РБК Петербург)

В России завершается процесс ухода западных компаний, принявших такое решение после начала СВО. В большинстве случаев активы этих компаний были переданы или проданы российским бизнесменам. Часть экспертов называют происходящее «большим переделом собственности», сравнимым с приватизацией в 1990-х; многие считают, что вместе с концентрацией средств производства в руках российских предпринимателей резко расширится предложение отечественных продуктов и услуг. Эти мнения не бесспорны. В цикле интервью «Переход активов» РБК Петербург обсуждает с новыми собственниками и топ-менеджерами детали и последствия процесса передачи активов.

Владельцем производственной площадки IKEA в Новгородской области стала компания ООО «Инвест Плюс». Ее генеральный директор и совладелец Вадим Осипов, который также является совладельцем производителя отделочных материалов «Слотекс», рассказал, что для него значит эта покупка, а также поделился планами по выпуску новой линейки мебели.

Почему компания решила купить завод IKEA

— Почему вы решили приобрести актив IKEA в Новгородской области?

— Здесь есть несколько ответов. Первый — потому что очень хотелось. «Слотекс» производит различные мебельные комплектующие, и завод в Новгородской области был долгие годы для нас поставщиком древесно-стружечной плиты. Но в 2021 году, когда произошел всплеск спроса на всю мебель на фоне «ковида» и перехода людей на удаленку, IKEA остановила внешние поставки клиентам. Мы в тот момент оказались в очень сложной ситуации: спрос на нашу продукцию есть, но основной поставщик нам больше ничего не поставляет. Тогда мы справились с задачей — арендовали завод в Сергиевом посаде ГК «Русский ламинат», который находился в банкротном процессе и запустили свое производство древесно-стружечной плиты. Я тогда перед собой поставил задачу больше никогда в жизни не оказаться в такой ситуации, потому что лишиться поставок — это экзистенциальный риск для всего бизнеса. Тогда появился план построить собственный завод по производству мебельных плит или комплектующих, мы арендовали мощности на заводе Ford; и тут IKEA заявляет, что продает свой завод. Мы приложили всевозможные усилия, чтобы быть в числе активных претендентов — ведь проще купить готовое производство, чем строить самим.

Вторая часть ответа заключается в том, что завод великолепный. Он очень хорошо спроектирован, при нем есть очень хорошая мебельная фабрика. Для IKEA — это одна из жемчужин, самый эффективный завод в Восточной Европе.

«Я тогда перед собой поставил задачу больше никогда в жизни не оказаться в такой ситуации, потому что лишиться поставок — это экзистенциальный риск»

— Большая ли была конкуренция за этот актив?

— В моем представлении — да. Желающих его купить на начальном раунде было большое количество. Это десятки компаний.

— Какова сумма сделки? Вы покупали актив за средства компании или заемные?

— Я по договору не имею право разглашать детали сделки. Финансирование было комбинированным.

— Что лично для вас значит эта покупка? Вы бы отметили в своей биографии возможность купить актив известной иностранный компании и им управлять как главное достижение?

— Я не отношусь к этому эмоционально. В истории компании много интересных проектов и вызовов. Этот проект — еще одна страничка в биографии с вызовом. Я понимаю, что эта покупка — огромная ответственность. Здесь как в медицине появляется принцип — не навреди. Работа завода была выстроена качественно, и важно ее не разрушить. Плюс приобретение этого актива возможность для компании стать более значимым и более системным игроком на рынке.

— Что изменилось на производственной площадке в Новгородской области после того, как она перешла в ваше управление?

— С одной стороны, изменилось немногое — там работают те же самые люди, на тех же мощностях. С другой стороны, изменилось все. Во-первых, завод в Новгороде находился на управленческой периферии, то есть он была частью субхолдинга «Икея Индастри», у него не было своих коммерческих функций. Весь дизайн IKEA разрабатывался в Швеции, все управление поставками было централизовано. И нам сейчас приходится выстраивать заново управленческую команду, коммерческую команду продуктового менеджмента, прорабатывать коммерческие функции. Во-вторых, сейчас наша команда готовит к запуску новый ассортиментный ряд мебельных плит и мебели. По части брендинга и дизайна произошло много изменений.

«Сейчас приходится выстраивать заново управленческую команду, коммерческую команду продуктового менеджмента, прорабатывать коммерческие функции»

— Удалось ли сохранить кадры, которые были при бизнесе IKEA?

— Да, «потери» были только точечные. Мы дополнительно взяли на работу около ста человек — сейчас на предприятии трудятся более 400 сотрудников.

Какая мебель будет производиться на заводе

— Работает ли сейчас завод на полную мощность?

— Завод по производству древесно-стружечной плиты — да. А мебельная фабрика только-только готовится к перезапуску. Это сложный процесс, требующий времени. Планируем за первое полугодие 2024 года существенно загрузить мебельную фабрику.

— Какую долю составляет мебельная фабрика от всего актива в Новгородской области?

— Если смотреть в общем объеме бизнеса с точки зрения значимости — то примерно половину. Если смотреть по квадратным метрам, то меньше.

— Какую мебель планируете производить?

— Мебельный бренд будет называться VEHA, в его рамках будет две линейки кухонной мебели. Первая — в формате «префаб» — готовая мебель, которая сделана на заводе и поставляется покупателям в коробках для самостоятельной сборки. Вторая линейка — тоже для самостоятельной сборки, но профессиональной. Она будет поставляться с завода в виде упакованных плоских модулей, где уже кухонные столешницы или цоколи монтируются целостно.

Помимо этого, запустим две линейки систем хранения. Они будут включать в себя шкафы для создания гардеробных, шкафы для жилого пространства, книжные стеллажи, элементы прихожих, гостиных.

Почему компания не планирует открывать собственные магазины

— У IKEA есть большое количество приверженцев, в том числе в Петербурге. Планируете ли вы как-то привлекать этих покупателей, ассоциировать VEHA с мебелью из IKEA?

— Компания не ставит перед собой задачу быть суррогатом IKEA и быть на кого-то похожим. Есть большой запрос на удобную мебель, на умные системы хранения, которые просты в сборке и которые легко купить. Этот запрос был и в то время, когда IKEA была на рынке. Но сейчас из-за ее ухода окно возможностей для производителей стало больше, в том числе, чтобы сделать потребителям комплексное предложение. В части маркетинговой политики мы готовим много собственных интересных решений.

«Компания не ставит перед собой задачу быть суррогатом IKEA и быть на кого-то похожим»

— Разве с точки зрения бизнеса не выгоднее ассоциировать себя с брендом, у которого уже есть много лояльных покупателей? Это то, что делают новые российские собственники ресторанных сетей, ретейлеров и производств — например, история с брендом кофе Paulig.

— В моем случае есть несколько ограничений. Первое ограничение объективно — у нас нет ретейл-сети. А IKEA это в первую очередь ретейл бренд, это определенная технология продаж, которой в России больше нет. Нет ни синих стен с желтым логотипом, ни фрикаделек, ни лабиринтов, ни плюшевых акул. Ассоциировать себя с IKEA не выгодно, потому что невозможно продавать, как она.

Второе ограничение связано с тем, за последние годы сильно поменялся конечный потребитель. Мебельный ретейл уходит в онлайн. Это мировой тренд, но в России он идет опережающими темпами. Надо жить в сегодняшнем дне и не копировать ушедшие бренды, а изобретать продукт заново.

Ну и третье ограничение связано с тем, что мебель IKEA имеет свою архитектуру, которую по условиям сделки мы не вправе использовать. Поэтому бренд VEHA и его продуктовый портфель мало что объединяет с шведским брендом.

— Чем вы объясняете решение не создавать собственную ретейл-сеть?

— Задача производителя не в том, чтобы иметь ретейл-сеть или работать с DIY-сетями или работать с маркетплейсами. Задача в том, чтобы конечный потребитель мог с легкостью купить хорошее решение. Соответственно производителю нужно обеспечить простую и качественную дистрибуцию. Существенная группа платежеспособных потребителей в нашей стране уже привыкла совершать покупки через интернет. Очень удобно и здорово заказывать мебель, сидя на диване. Может быть даже за ужином или за бокалом вина. Совершенно необязательно ради этого идти в какую-то физическую точку продажи. Мы сейчас занимаемся разработкой ИТ-решения, которое даст покупателям хороший опыт покупки мебели онлайн.

«IKEA это определенная технология продаж, которой в России больше нет. Нет ни синих стен с желтым логотипом, ни фрикаделек, ни лабиринтов, ни плюшевых акул»

— У вас есть конкретные цифры, свидетельствующие о росте доли покупок мебели онлайн?

— У меня есть большое количество цифр разных партнеров, и могу сказать, что у многих онлайн продажи мебели растут в годовом выражении кратно — у кого в два раза, у кого в три. То есть, это действительно мощная волна, это не про прирост на 10-15%. Те, кто не видят этот большой трендовый сдвиг, рискуют оказаться где-то за рамками.

Что происходит на мебельном рынке в России

— Что сейчас происходит на мебельном рынке в России с точки зрения экономики и потребительского спроса?

— Что-то невообразимое. Год назад мебель никто не покупал. Сентябрь—октябрь-ноябрь прошлого года все производители мебели ходили грустными, потому что продать что-то было практически невозможно. Сейчас практически не купить сырья. Мощности всех игроков, которые делают комплектующие для мебели, загружены. И это загрузка, поддержанная спросом. Мне кажется, мебельная отрасль сейчас себя чувствует очень неплохо.

— Год назад падение продаж объяснялось сезонностью или повлиял политический фактор — объявленная мобилизация?

— Сложно сказать. Наверно, риск быть мобилизованным не очень совместим с желанием купить новую кухню или обновить мебель спальни. И одновременно с этим есть фактор того, что после пандемии был всплеск спроса на мебель. Может быть, подошла концовка цикла, многие обновили мебель и спрос год назад просел, а сейчас цикл возобновился. Без сомнения, была проблема с поставками комплектующих. Вся мебельная фурнитура импортная, а логистические цепочки поломались. Если нужно собрать шкаф, то без фурнитуры это не сделать. Сейчас все существенные проблемы с фурнитурой решены, логистические цепочки восстановились либо как-то переориентировались — думаю, это тоже подстегнуло спрос.

«Риск быть мобилизованным не очень совместим с желанием купить новую кухню или обновить мебель спальни»

— Закладывает ли мебельный бизнес риск, связанный с покупательной способностью населения? Объем выдачи кредитов россиянам в этом году достигал рекордов.

— Знаете, я видел благоприятные и неблагоприятные годы — людей, которые ведут бизнес в России сложно чем-то напугать. На случай если все будет грустно, есть одни сценарии работы, на случай, если все будет хорошо — есть другие сценарии работы.

— А грустные сценарии для мебельного бизнеса — это какие?

— Что делает мебельщик, когда все плохо? Те, у кого много ручного труда или аутисорсинговая модель бизнеса проводят даунсайзинг (уменьшение размера компании за счет сокращения штата — ред.), для них это самое простое решение. Наше производство требует больших объемов реализации. У нас немного фиксированных трат, но очень высокопроизводительные станки, которые если постоянно переналаживать, то будет ужасающе падать производительность всей фабрики. Поэтому нам придется выбирать какие-то варианты коммерческих действий.

Стало ли сложнее вести бизнес

— Вы начали управлять бизнесом в довольно юном возрасте, что изменилось к настоящему моменту в вашем стиле управлении?

— Моя профессиональная управленческая карьера началась в 2006 году, когда я возглавил предприятие, организованное отцом совместно с его немецкими партнерами. Тогда я получил бизнес-образование и старался использовать все возможные современные технологии управления, которые только знал. Сейчас я в меньшей степени управляющий и в большей — предприниматель. Моя задача — не столько в том, чтобы осуществлять управление, сколько в том, чтобы видеть тенденции, возможности, вовремя идентифицировать угрозы. Но мои фундаментальные принципы базово не поменялись: обещал — выполняй, договорился — делай. Слово джентльмена есть слово джентльмена.

— За последние двадцать лет изменились условия, в которых работает российский бизнес?

— Без сомнения.

— Как?

— Принципиально вырос и средний уровень профессионализма, и вырос общий управленческий уровень. Когда я начинал, узкая прослойка людей обладала современными технологиями управления. Сейчас найти на рынке профессионала стало проще. Если двадцать лет назад между среднестатистическим управленцем российским и, например, немецким была колоссальная разница не в пользу российского, то сейчас я бы сказал, что между ними тоже есть колоссальная разница, и она не в пользу немца. Характер конкуренции кадровой и человеческого капитала колоссально поменялся в позитивном русле.

«Характер конкуренции кадровой и человеческого капитала колоссально поменялся в позитивном русле»

— А как меняются внешние вызовы — становятся ли они сложнее?

— Если вы имеете ввиду высокую инфляцию, процентные ставки, экономические кризисы, то я скажу — мы не выбираем времена, когда живем.

— Некоторые предприниматели отмечают ужесточение налогового законодательства и усиление надзора государства за их бизнесом. У вас нет страха, что вы начинали бизнес в одних условиях, а завтра они могут резко поменяться?

— В реальности на моих глазах за двадцать лет стало намного лучше. Те усилия, которые были предприняты по контролю за собираемостью налогов — для нас это просто великолепно. Потому что это смыло с рынка какое-то количество недобросовестных конкурентов. Вещи, связанные с каким-то рисками потери собственности, которые были характерны для предыдущей эпохи, во многом ушли в историю. Государство оцифровало многие процессы, связанные со взаимодействием с бизнесом, они стали более прозрачными и понятными. Мне понятен вектор, в котором идет трансформация экономической модели. Я не из тех, кто считает, что что-то ужасное происходит в действиях ЦБ, когда он поднимает процентную ставку. Нам не нравится брать дорогие кредиты — мы и не берем. Нравится брать дешевые — берем, когда дешевые. Это как погода: когда дождь, очень здорово сидеть у камина, и, попивая горячий чай, смотреть, как барабанит в окно. Когда хорошая погода, классно пойти с товарищем на речку купаться. Для каждой погоды нужно выбирать соответствующее действие.

Повтор публикации от 01.12.2023

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Жерара Депардье взяли под стражу из-за обвинений в сексуальном насилии Общество, 11:58
FT рассказала, что помогло Европе преодолеть энергокризис 2022 года Политика, 11:54
Маск назвал безумием переговоры Украины и США о долгосрочной поддержке Политика, 11:51
Умер тренер сборной Украины на Евро-2016 и советский футболист Фоменко Спорт, 11:43
Полиция Казахстана заявила о ликвидации мошенников в Запорожье и Одессе Общество, 11:20
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни Pro, 11:01
США призвали Китай отказаться от поддержки «наибольшей угрозы для Европы» Политика, 10:47
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Telegram разблокировал чат-боты украинской разведки Политика, 10:39
Какие рекорды побил Овечкин в нынешнем сезоне НХЛ Спорт, 10:31
КНДР назвала вопросом времени поражение США на Украине Политика, 10:30
Зачем «Эталон» понижает ставки на ипотеку и что будет с его акциями Pro, 10:30
Российские военные эвакуировали в Москву первый подбитый Abrams Политика, 10:22
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать Pro, 10:01
«Цифра Брокер» назвал лучшие облигации в период высоких ставок Инвестиции, 10:00