Правозащитники увидели угрозу создания «нужной ФСИН картинки» силами ОНК
Члены правозащитной «Коалиции #БезПыток» направили в правительство замечания к проекту изменений в приказ ФСИН, который регламентирует посещение мест лишения свободы общественными наблюдателями. Замечания опубликованы на сайте коалиции.
В «Коалицию #БезПыток» входят фонды «Общественный вердикт» и «Русь сидящая», правозащитный центр «Мемориал», движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа, «Команда 29», «Новая газета» и другие правозащитные организации и издания. Это объединение было создано после получивших громкий общественный резонанс пыток в колонии в Ярославской области, видеозапись которых попала к правозащитникам и в прессу.
Документ, подвергшийся критике, — проект приказа Федеральной системы наказаний (ФСИН), который в случае принятия введет обязательную видеорегистрацию визитов членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК) в колонии и следственные изоляторы. Съемка видео возлагается на сотрудников колоний и СИЗО учреждений, а сами члены ОНК смогут делать фото- и видеозаписи только с разрешения сопровождающих из ФСИН. Общественное обсуждение проекта завершается 30 января.
В своих замечаниях правозащитники указывают, что такой порядок наделяет сотрудников системы исполнения наказаний полномочиями определять, когда и где может проходить видеосъемка. «Предлагаемыми правилами создается, по сути, инструмент, с помощью которого ФСИН сможет создавать нужную картинку силами ОНК», — говорится в отзыве «Коалиции #БезПыток».
Однако общественные наблюдатели не должны зависеть от администрации или сотрудников тех мест, где они контролируют ситуацию, так как это подрывает саму идею общественного контроля. Избежать такого злоупотребления можно, если прописать в документе запрет использовать личную технику общественным наблюдательным комиссиям, но обязать ФСИН снимать все, что потребуют наблюдатели, отмечают правозащитники.
Критику общественников также вызвало то, что в проекте приказа нет никаких упоминаний об ответственности должностных лиц за невыполнение пункта об обязательной видеосъемке или за утрату таких записей. Не установлены проектом приказа и требования к качеству видео и стандарты для техники, с помощью которой проводится запись, не прописаны ответственность за отказ предоставить правозащитникам записи с видеорегистраторов ФСИН и сроки хранения таких записей. Кроме того, тотальная видеозапись визита членов ОНК нарушает право заключенных на тайну общения с правозащитниками и дает возможность администрации учреждений понять, о чем был разговор, отмечают критики документа.
Правозащитники предлагают запретить сотрудникам ФСИН отказывать членам ОНК в проведении съемки или в получении ранее сделанных записей, определить порядок съемок и хранения роликов, запретить администрации просматривать записи бесед с правозащитниками и установить сроки хранения таких материалов, а также детально прописать ответственность за нарушение этих пунктов.