ЕСПЧ признал законным административный надзор в России
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказался признать повторным наказанием административный надзор за освободившимися в России заключенными. Решение опубликовано на сайте ЕСПЧ, внимание на него обратил «Коммерсантъ».
На административный надзор ЕСПЧ в 2014–2015 годах пожаловались двое россиян — Аркадий Поступкин и Василий Тимофеев, отбывшие уголовные наказания. Тимофеева в 2003-м приговорили к 11 годам лишения свободы за убийство, а Поступкина в 2007-м осудили на 7,5 года за торговлю наркотиками.
В 2013 году администрации колоний потребовали в суде установить над освобождающимися заключенными административный надзор. Его в России можно вводить с 2011-го. Бывшие заключенные, которые находятся под административным надзором, должны отмечаться в полиции от одного до четырех раз в месяц, также им могут запрещать участвовать в массовых акциях, посещать «определенные места», покидать дом в определенное время и выезжать за пределы территорий, установленных судом. Процедура применяется к гражданам, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления, к рецидивистам и к лицам, совершившим умышленные преступления против несовершеннолетних.
Российские суды запретили Поступкину и Тимофееву выходить из дома с 22:00 до 6:00, последнему — также посещать митинги, бары, ночные клубы и прочие увеселительные заведения. Кроме того, Тимофеев должен был трижды в месяц отмечаться в полиции, а Поступкин — раз в месяц. Административный надзор за ними был установлен на срок погашения судимости: восемь лет у Тимофеева и шесть — у Поступкина.
В своем обращении к ЕСПЧ Поступкин сослался на ст. 4 протокола № 7 к Конвенции о правах человека, посчитав административный надзор повторным уголовным наказанием за одно и то же преступление. Кроме того, он привел ст. 2 протокола № 4 той же конвенции, сочтя запрет выходить из дома ночью и необходимость отмечаться в полиции нарушением прав на свободное передвижение.
Тимофеев, в свою очередь, отметил, что, когда суд приговаривал его к наказанию, административного надзора в российском законодательстве еще не было. Помимо этого он сообщил ЕСПЧ, что во время процесса о назначении процедуры надзора запросил, однако не получил адвоката по назначению. До этого оба заявителя пытались обжаловать назначение им надзора в российских судах, но те отклонили иски.
В результате ЕСПЧ согласился лишь с нарушением права на защиту и присудил Тимофееву компенсацию в размере €4 тыс. Саму процедуру административного надзора европейский суд отказался считать повторным уголовным наказанием, решив, что ее цель — предотвращение преступлений, а не наказание за них.
Требования отмечаться в полиции и запрет на выход из дома в определенное время ЕСПЧ назвал пропорциональными, установленными на определенный срок, указанный в российском законодательстве, которые могут быть обжалованы в суде.
Административный надзор в России также может применяться к лицам, совершившим умышленные преступления против несовершеннолетних. В мае 2020 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила бессрочно следить за вышедшими на свободу педофилами, для чего создать специальный реестр таких лиц. Кроме того, после освобождения они должны будут носить электронные следящие устройства в виде браслетов.