Глава комитета ГД по безопасности: Терроризм победит профилактика
"Я считаю, что ответственность за эти преступления и так поднята до предельной: это и пожизненное заключение, и длительные сроки", – сказал он на интернет-пресс-конференции, организованной РБК. Вопрос в том, чтобы обеспечить исполнение этого законодательства, подчеркнул глава комитета. В связи с этим депутат напомнил, что законодатели исключили из компетенции судов присяжных дела о терроризме.
"Сейчас мы надеемся внести в законодательство изменения, которые позволят судам переносить заседания со своей закрепленной территории на другую. К примеру, городской суд Нальчика может рассматривать дело, по которому проходят десятки преступников по такого рода преступлениям. Понятно, что здесь атмосфера особая, и трудно обеспечить объективность и условия. Иногда даже встает вопрос о построении отдельного здания для проведения такого рода процессов. В то же время в другом городе, допустим, это Минводы или Ростов, такая инфраструктура существует, и тогда можно принимать такое решение", – сказал В.Васильев.
Возвращаясь к теме профилактики преступлений, он напомнил, что по инициативе ФСБ был принят закон о профилактике физических лиц. "Он был воспринят обществом с большим подозрением, недоверием и отрицательно. Это привело к тому, что в законе, по сути, не прописаны санкции. Тем не менее он шел крайне тяжело и мало что дает сегодня", – считает депутат.
Сейчас, по словам В.Васильева, "очень непросто" идет законопроект, который предполагает внесение изменений в действующее законодательство в части противодействия терроризму, в том числе в действующий закон о безопасности на транспорте.
"Там есть такая новелла, которая предполагает ответственность физических лиц, действующих с образованием юридического лица или без образования оного, которые работают в области бизнеса", - пояснил он. - Это вызвало очень много вопросов". По его мнению, следует использовать международный опыт, который предусматривает такую ответственность.
Он привел пример международного аэропорта Бен-Гурион (Израиль). "Там работают спецслужбы, которые должны не допустить проникновения террориста просто на территорию государства, есть там такая особенность. Далее работает Министерство обороны, у них своя зона ответственности. Затем есть полиция. А вот на объекте – тот же Бен-Гурион – ответственность несет менеджмент. У них около 3 тыс. секьюрити, которые, в том числе, имеют оружие. Там есть особый порядок, он отличается от нашего. Но у них там есть и достаточно большая группа людей, которая занимается профайлингом – это новое такое слово. Смысл в том, что люди растворяются в толпе или занимают какую-то позицию, из которой могут контролировать поведение людей на подступах к аэропорту, непосредственно в залах подхода и ожидания, на стоянках. Они вылавливают по определенным признакам подозрительных людей. А далее эти люди уже пропускаются через систему безопасности. Вот достаточно эффективный механизм", - считает В.Васильев.
"Поэтому я бы сказал, что нам сейчас надо сосредоточиться на создании системы профилактики, недопущения преступлений и вовлечь туда физических лиц, собственников", - заключил он.