Художники призвали Третьяковку не закрывать отдел новейших течений
Третьяковская галерея планирует 22 октября ликвидировать отдел новейших течений, говорится в открытом письме российских художников, искусствоведов, сотрудников музеев и коллекционеров, сообщил РБК историк искусства Андрей Ерофеев.
«Письмо подписали 200 человек, список подписей будет опубликован. Подписали ведущие наши художники Комар и Меламид, Павел Отдельнов, Игорь Макаревич, заслуженный художник Российской Федерации, Сергей и Владимир Мироненко, Ростислав Лебедев и многие другие», — сказал Ерофеев. Макаревич уточнил РБК, что узнал о ликвидации из интернета и не в курсе, кем и почему было принято такое решение.
РБК направил запрос пресс-службе Государственной Третьяковской галереи и обратился за комментарием к Павлу Отдельнову.
Текст письма появился в телеграм-каналах Oh My Art и «Shakko: об искусстве», последний ведет искусствовед и журналистка Софья Багдасарова. «Считаем этот акт дирекции музея грубой и непростительной ошибкой, наносящей серьезный ущерб современному искусству России, музейному делу в нашей стране, культурному кругозору отечественной публики, наконец, репутации самой Третьяковской галереи», — сказано в обращении.
Авторы письма напомнили, что отдел создали в 2001 году для хранения и популяризации первой панорамной коллекции новейшего искусства России, в ней сейчас несколько тысяч экспонатов, большинство из которых предоставили в дар коллекционеры и художники.
В 1930-х годах, отметили подписанты, в Третьяковке тоже ликвидировали отдел новейших течений, в котором тогда были собраны русский авангард 1910–1920 годов, теперь сохранившиеся экспонаты — «гордость Третьяковки и составляет ее мировую славу». Искусствоведы выразили обеспокоенность тем, что часть коллекции может быть снова утрачена, а коллектив опытных специалистов исчезнет, хотя их работа «по достоинству оценена мировым музейным сообществом».
«Чтобы в очередной раз не обрекать будущее поколение третьяковцев «рвать на голове волосы» из-за деяний своих предшественников, стоило бы дирекции Государственной Третьяковской галереи и музейному управлению Министерства культуры РФ еще раз взвесить последствия этой ликвидации и отказаться от такого опрометчивого шага», — сказано в письме.
Позднее Третьяковская галерея сообщила, что Отдел новейших течений станет частью Отдела искусства второй половины ХХ-ХХI века и продолжит заниматься изучением актуальных практик современного искусства. Там заверили, что галерея заинтересована в продвижении и популяризации современного искусства и ищет «новые импульсы для культурного обмена, активно привлекая молодых художников».
«Экспериментальный фонд прежнего отдела живописи второй половины ХХ века будет перераспределен внутри нового структурного подразделения Галереи», — добавили в Третьяковке.
Отдел новейших течений снова появился в Третьяковской галерее в октябре 2001 года, главной целью стало изучение, коллекционирование и экспонирование авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ века. Основой отдела стали фонды музея-заповедника «Царицыно», выставка проходит в рамках постоянной экспозиции «Российское искусство ХХ века».
Ерофеев курировал отдел новейших течений с 2002 по 2008 год. Еще будучи главой сектора новейших течений в музее-заповеднике «Царицыно» (1989–2002), он собрал крупную коллекцию современного русско-советского искусства. Его уволили из Третьяковки в 2008 году на фоне уголовного дела, заведенного за проведение выставки «Запретное искусство». Ерофеева обвинили в возбуждении расовой, национальной и религиозной вражды и приговорили к штрафу.