Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Парфюм, фарфор или модный аксессуар: 50 идей для подарков РБК и Крокус Сити Молл, 10:33 Работа на SmartMarket: как попасть на ужин со «Сбером» Партнерский материал, 10:29 Работавшие на режиме ЕНВД — в зоне риска: ФНС идет за старыми долгами Pro, 10:26 Аналитики назвали города России с сильнее всего подорожавшими квартирами Недвижимость, 10:22 В Австралии показали на видео худший краш-тест в истории Авто, 10:20 Миллиардер Марк Кьюбан поддержал биткоин словами «Золото мертво» Крипто, 10:10 Помпео допустил участие в президентских выборах в 2024-м вместо Трампа Политика, 10:06 Лебедь, дыра, квадрат: самые черные из самых черных предметов. Тест 10:04 Бизнес на первом этаже: как заработать на арендном бизнесе в 2021 году Недвижимость, 10:02 МЭР предложило сообщать самозанятым о поддержке через портал госуслуг Общество, 09:58 Кадыров попросил у ФБР $250 тыс. наличными за местонахождение Пригожина Политика, 09:56 СМИ описали версию генерала по делу о хищении ₽6,7 млрд на «Азартах» Общество, 09:50 Во что инвестируют наследники азиатских миллиардеров — Bloomberg Pro, 09:49 МИД Словакии извинился за слова о передаче части Украины за «Спутник V» Политика, 09:46
Крушение Ту-154 над Черным морем ,  
0 

Эксперты оценили версию о «странном поведении» пилота Ту-154

14 марта газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что причиной катастрофы самолета Ту-154 Минобороны 25 декабря прошлого года могло стать «странное поведение» пилота. Генпрокуратура назвала эту информацию «догадкой». Эксперты, опрошенные РБК, также считают версию безосновательной. Основные версии катастрофы к этому моменту и мнения экспертов — в обзоре РБК
Обломки потерпевшего крушение самолета Ту-154
Обломки потерпевшего крушение самолета Ту-154 (Фото: Пресс-служба МЧС России / ТАСС)

14 марта газета «Коммерсантъ» со ссылкой на выводы комиссии, расследовавшей причины катастрофы, сообщила, что ее причиной стали попытки пилота посадить самолет на воду. После того как самолет взлетел и набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360–370 км/ч, пишет газета, командир экипажа Роман Волков по неизвестной причине начал посадку. Спустя 10 секунд контролируемого снижения самолет ударился об воду и развалился.

К таким выводам, по данным источников издания, комиссия пришла после изучения параметрического самописца и 3D-моделирования полета Ту-154. Причинами такого поведения летчика комиссия называет возможную дезориентацию в пространстве (дезориентировать экипаж могли звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу — в виде отражений на поверхности воды — «звездный мешок») и усталость экипажа. Летчики могли устать, из-за того что вместо Моздока им пришлось садиться в Адлере и лететь ночью, хотя запланирован был дневной полет. Генпрокуратура назвала данные публикации «догадками».

Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев сообщил РБК о несоответствии новой версии крушения Ту-154 системе пилотирования. «Если бы пилот перешел в режим посадки, то он вывел бы машину в горизонтальное положение и это длилось бы какое-то время, а в этом случае самолет разбился буквально в сотнях метров от береговой линии. Поэтому эта версия с физической точки зрения невозможна, она не вяжется с системой пилотирования», — рассказал РБК Горбачев.

Что произошло с самолетом Минобороны Ту-154

25 декабря прошлого года самолет Минобороны Ту-154, направлявшийся из Адлера в сирийскую Латакию, на второй минуте полета пропал с радаров и потерпел крушение над Черным морем. На борту находились 92 человека: военнослужащие, артисты ансамбля имени Александрова, сотрудники трех российских телеканалов и глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Все они погибли.

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов считает, что версия катастрофы Ту-154, описанная в газете «Коммерсантъ», «безосновательна», поскольку пилоты при взлете ориентируются только по приборам. «Все этапы взлета контролируются очень строго. И не визуально, а только по приборам. Поэтому потерять пространственное положение они (экипаж Ту-154. — РБК) не могли. Если у авиагоризонта происходит так называемое заваливание, такое может произойти. Но есть же авиагоризонт командира, второго пилота, есть резервный авиагоризонт. А все три не могли отказать», — сказал Романов.

«Если у командира плохое самочувствие или потеря сознания, то такая ситуация возможна. Но это не говорит о том, что они перешли на этап посадки и решили вдруг посадить самолет в море», — добавил он.

Прощание с погибшими в катастрофе самолета Минобороны над Черным морем
Фотогалерея 
Церемония прощания с директором Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизаветой Глинкой, погибшей при крушении самолета Ту-154 в Сочи 25 декабря 2016 года, в Успенском соборе Новодевичьего монастыря

Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что версия катастрофы Ту-154, описанная в «Коммерсанте», возможна только при определенных условиях. «Я 20 лет отлетал на этом типе самолета. Вот эта ситуация — когда звезды и снизу, и сверху — имеет место быть, но в очень хорошую погоду, в безлунье, когда нет облачности и видимость более 20 км», — сказал он, отметив, что во время аварии небо было облачным.

«Именно в Сочи, когда перелетаешь береговую черту, если перевести взгляд с приборов на внешние факторы, возникает иллюзия крена — получается, что ты как бы находишься в космосе», — сказал Сытник. По его словам, такую иллюзию можно преодолеть, «закрывшись шторкой» и работая исключительно по приборам. 

«Другое дело, когда по какой-то причине пилот потерял управление и пространствоположение. Но он же не один в кабине. Второй летчик, штурман, бортинженер могли его отстранить от пилотирования. С другой стороны, если б они все вместе не понимали, что делать с самолетом, как версия это имеет место быть. Но не более того», — добавил Сытник.

«Звезды не отражаются в море, так как имеют малую насыщенность света», — утверждает бывший военный летчик Виталий Соколовский. По его словам, на взлете, в определенных метеоусловиях, и учитывая ночное время, пилоты руководствуются показаниями приборов. «Это требует четкого распределения внимания. И если произошел отказ в приборах, пилот мог совершить ошибку», — объясняет Соколовский.

Эксперт указывает, что экипаж упавшего Ту-154 имел большой опыт. «Я знал их лично, служил с половиной этого экипажа», — рассказывает пилот. Он также добавил, что Ту-154, несмотря на возраст, имеет малый процент отказа. «Я семь лет прослужил на таком самолете, приборы ни разу не подвели», — резюмирует Соколовский.

Основные версии катастрофы

Расследованием катастрофы занимается Главное военное следственное управление СКР и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Создана специальная комиссия.

На месте крушения были найдены три самописца, один из которых не подлежит расшифровке. Расшифровка переговоров с одного из черных ящиков показала, на борту имела место нештатная ситуация.


Видео: РБК


26 декабря ФСБ озвучила основные версии катастрофы: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета.

29 декабря министр транспорта Максим Соколов заявил, что бортовая техника Ту-154 работала в нештатном режиме. «Очевидно, что была нештатная работа техники. Чем это было вызвано — предстоит выяснить экспертам, для чего создана специальная техническая комиссия», — сказал он журналистам.

12 января после изучения обломков самолета эксперты, не обнаружив следов взрыва на борту Ту-154 или боевого поражения лайнера ракетой, а также проверив личные вещи пассажиров, багаж, гуманитарный груз, кресла и куски внутренней обшивки фюзеляжа на наличие следов взрывчатки, исключили версию теракта.

«Мы и завтра придем»: как ищут жертв крушения Ту-154 и обломки лайнера
Фотогалерея 
Вечером, 26 декабря, в международном аэропорту Сочи спокойно. Полицейские и казаки, зевая, смотрят на пассажиров, таксисты предлагают транспорт, а служащие аэропорта засыпают за стойками информации. Всего сутки назад здесь были десятки камер, военные, психологическая служба и чиновники — встречали тех, чьи родственники были на борту военного Ту-154.

28 января газета «Коммерсантъ» со ссылкой на ​источники сообщила, что до удара об воду все системы самолета работали исправно, версия теракта была исключена ранее, таким образом, наиболее вероятной причиной катастрофы была признана ошибка экипажа.