Лента новостей
Число жертв землетрясения на Филиппинах увеличилось до 11 человек Общество, 06:42 СМИ узнали о готовящемся визите Трампа в Великобританию Политика, 06:14 Полный гид по уходу за зубами: самые важные вопросы РБК и Philips, 06:06 СМИ сообщили о прибытии во Владивосток сотрудников спецслужб КНДР Политика, 05:34 Гол Овечкина не спас «Вашингтон» в матче с «Каролиной» Общество, 05:20 В Мексике произошло землетрясение магнитудой 5,5 Общество, 05:11 CNN узнал об извещении властей Шри-Ланки по поводу готовящихся терактов Общество, 04:45 СМИ объяснили покупку сети «О’Кей» интересами СП Сбербанка и «Яндекса» Бизнес, 04:19 МИД Японии в ежегодном докладе отказался от фразы о возвращении Курил Политика, 03:43 Хорошо ли вы спите. Тест РБК и Philips, 03:20 Число погибших при сходе оползня в Колумбии увеличилось до 20 Общество, 03:08 Спасатели локализовали пожар на складах в Ленинградской области Общество, 02:45 СМИ сообщили о возгорании складов в Ленинградской области Общество, 02:26 Армия Хафтара объявила о планах нового наступления на Триполи Политика, 02:14
Общество ,  
0 
СМИ узнали о контактах водителя убитых в ЦАР журналистов с жандармом
Водитель убитых журналистов из России связывался по телефону с сотрудником жандармерии, который, в свою очередь, звонил специалисту по агентурной работе из России, утверждает проект Михаила Ходорковского «Досье»
Эммануэль Котофио (Фото: Emmanuel Touaguende Kotofio / Facebook)

Жандарм Центральноафриканской республики (ЦАР) Эммануэль Котофио поддерживал телефонную связь с водителем убитых в этой стране журналистов из России — Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко. Это следует из результатов расследования проекта Михаила Ходорковского «Досье», изучившего данные биллинга сотового оператора. Их опубликовала «Новая газета».

Джемаль, Расторгуев и Радченко были убиты в ЦАР 30 июля 2018 года при невыясненных обстоятельствах — их автомобиль был найден примерно в 30 км к северу от города Сибю (журналисты изначально планировали поехать на восток). В ЦАР россияне готовили материал для «Центра управления расследованиями» Михаила Ходорковского о деятельности частной военной компании Вагнера.

В истории со смертью журналистов невыясненным остается, зачем журналисты покинули Сибю в темное время суток, когда поездка по местным дорогам считается небезопасной. Представитель российского МИДа Мария Захарова ранее рассказывала со слов выжившего водителя журналистов, что машину с журналистами на выезде из города остановил патруль, который предостерег их от дальнейшей поездки, однако журналисты настояли на своем, и автомобиль пропустили. По предварительным данным МИДа, неизвестные напали на российских журналистов в ЦАР с целью ограбления и были убиты при попытке оказать сопротивление.

Фотогалерея 
Где и при каких обстоятельствах гибли российские журналисты. Фотогалерея

Кому звонил водитель

Полученные от сотовых операторов данные о звонках выжившего водителя журналистов Бьенвеню Дуковамы показали, что он регулярно созванивался с жандармом Эммануэлем Которио.

Котофио находился неподалеку от группы (сигналы телефонов жандарма и водителя регистрировались ближайшими вышками сотовой связи).

Стрингеры «Досье» сообщили, что служащий КПП, остановивший журналистов на выезде из Сибю, незадолго до этого пропустил машину с двумя жандармами, одним из которых был Котофио, и тремя европейцами.

Как отмечает «Дождь» со ссылкой на данные «Досье», биллинг сотовой связи не подтверждает присутствие Котофио на месте убийства журналистов, в этот день вышки операторов сотовой связи в этом районе были отключены от электричества из соображений экономии электроэнергии.

Помимо телефонных разговоров с водителем журналистов Котофио звонил по двум другим номерам, принадлежащим, по данным «Досье», россиянину Александру Сотову. В ЦАР Сотов работает «инструктором по наружному наблюдению, вербовке и агентурной работе» в компании «М-Финанс», сообщает «Досье» со ссылкой на внутренние документы компании.

Фотогалерея 
Прощание с убитыми в ЦАР российскими журналистами

Бывший гендиректор этой компании — Евгений Ходотов. Его полный тезка Евгений Ходотов​ владел Lobaye Invest, которую французские СМИ называли «дочкой» «М-Инвест», представляющей интересы предпринимателя Евгения Пригожина, пишет «Дождь».

Непосредственным начальником Сотова является Валерий Захаров, который работает в ЦАР «советником по безопасности», пишет «Досье».

Захаров, как говорится в отчете совместной группы РИА «ФАН» и «Фонтанка.ру», расследовавшей убийство журналистов в ЦАР в августе 2018 года, также сотрудничал «со службой безопасности структур, работающих в интересах бизнесмена Евгения Пригожина».

«Досье» также указывает, что до сих пор не подтверждено существование некоего Мартина, которого в качестве фиксера посоветовал группе журналистов сотрудник РИА «ФАН» Кирилл Романовский.

Мобильный номер, по которому через WhatsApp связывались с Мартином, был зарегистрирован 5 июля 2018 года по подложному документу на имя гражданки ФРГ. Этот номер был активен всего три дня — 5, 7 и 10 июля.

РБК направил вопросы Кириллу Романовскому об обстоятельствах знакомства с Мартином.

Петербургского предпринимателя, владельца группы «Конкорд» Евгения Пригожина газета «Фонтанка» неоднократно связывала с ЧВК Вагнера. Сам бизнесмен свою причастность к ЧВК отрицает, как и отрицает и наличие у его структур бизнес-интересов в ЦАР.

Ранее собственное расследование обстоятельств гибели Джемаля, Расторгуева и Радченко провела группа журналистов газеты «Фонтанка» и РИА «ФАН»​. В этом материале говорилось, что работу этих расследователей в ЦАР обеспечивал Валерий Захаров, который представился как советник президента ЦАР по национальной безопасности. По его словам, он беседовал с выжившим водителем Джемаля, Радченко и Расторгуева, вместе с ним с водителем беседовал второй секретарь российского посольства в ЦАР Виктор Токмаков.

По словам опрошенного журналистами «ФАН» и «Фонтанки» старосты местной деревни, водитель журналистов появился на его пороге после бегства с места гибели журналистов. Он рассказал, что нападавшие на группу люди ждали в засаде и попытались отобрать у них аппаратуру. Бежать Бьенвеню смог, воспользовавшись тем, что машина оставалась заведенной; уезжая, он слышал выстрелы.

​Выяснить, кто такой Мартин, журналистам «ФАН» и «Фонтанки» также не удалось.