Верховный суд признал право госзаказчика расторгнуть бессрочный контракт
Верховный суд встал на сторону минтранса Краснодарского края в споре с бизнесменом Романом Ильиным об изменении или расторжении бессрочного госконтракта. На итоги заседания экономической коллегии Верховного суда (ВС) обратил внимание «Коммерсантъ».
Дело касалось бессрочных договоров, заключенных между предпринимателем и минтрансом в 2015 году, на эвакуацию и хранение транспортных средств. Спустя четыре года в региональное законодательство внесли поправку, согласно которой такие контракты могут заключаться на не более чем пятилетний срок и только по результатам торгов. В связи с этим краснодарский минтранс предложил Ильину пересмотреть условия контрактов или расторгнуть их, но тот отказался.
Осенью 2022 года краснодарские власти подали иск о расторжении договоров. Однако арбитражные суды поддержали позицию предпринимателя, указав, что поправки законодательства не имеют обратной связи, истец пропустил трехлетний срок исковой давности, а бизнесмен не допускал значительных нарушений условий контрактов.
Экономическая коллегия ВС сочла, что нижестоящие суды проигнорировали доводы краснодарских властей о значимом изменении обстоятельств, которыми руководствовались стороны при заключении соглашений, а по ст. 451 ГК это позволяет изменить или расторгнуть договор.
ВС также напомнил, что краснодарский минтранс обязан следовать указаниям Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая сочла нарушением бессрочные контракты в этой сфере. Заключенные контракты Верховный суд расценил как договоры по возмездному оказанию услуг, а такие соглашения ГК позволяет расторгнуть в любое время «путем уведомления другой стороны об отказе от договора». Суд признал ошибочным довод о пропуске трехлетнего срока исковой давности, отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
В начале года Минфин предложил определить особые случаи, когда закупка у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ (закупки за счет бюджетных средств) может быть проведена регионами без решения правительства, выяснил РБК. «Изменения спроектированы с учетом текущей экономической ситуации, обусловленной внешним санкционным давлением», а также «проводимой специальной военной операции», говорилось в пояснительной записке. Согласно мониторингу ведомства, за девять месяцев прошлого года с единственными поставщиками на основании временных случаев, определенных решениями кабмина или субъектов Федерации, были заключены контракты на общую сумму 792 млрд руб.