«Детский мир» ставит на новые форматы. Аналитики оценили перспективы
Оборот группы компаний «Детский мир», крупнейшей сети магазинов товаров для детей в России, по итогам 2024 года вырос на 12%, до ₽255 млрд, рентабельность по EBITDA оказалась на уровне 10%. Об этом «РБК Инвестициям» сообщила пресс-служба группы.
Компания отметила, что сохраняет лидерство на рынке детских товаров, а омниканальная модель (офлайн + онлайн) помогает конкурировать с крупными маркетплейсами. Ретейлер планирует расширять сеть «Детского мира» за счет магазинов мини-формата площадью около 400 кв. м, выхода в города с населением от 100 тыс. человек, а также развития онлайн-канала. Потенциал для масштабирования компания также видит в «Зоозавре» и «Еще» — в этих сетях уже более 400 точек, по итогам года ожидается кратный рост их доли рынка.
По данным «Детского мира», на август 2025 года в структуре группы находилось 1900 магазинов в России, Казахстане и Беларуси, включая «Детский мир», «Детмир мини», «Зоозавр» и «Еще», а также собственный маркетплейс.
Оценка аналитиков
Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов обращает внимание, что даже за последние несколько лет в России есть уже достаточно примеров высокой востребованности формата дискаунтеров и их успешного развития.
По словам ведущего аналитика ИК «Велес Капитал» Артема Михайлина, компания, еще будучи публичной, ставила цель выйти на новые рынки, в которых нет ярко выраженного лидера: «За счет консолидации на таких рынках можно получить хороший положительный эффект. Тогда, в частности, «Детский мир» начал развивать сеть «Зоозавр». Рынок товаров для животных как раз подходит под описание».
Рынок детских товаров остается одним из наиболее устойчивых сегментов ретейла, продолжает Суверов. «Расходы на детей, как правило, та статья бюджета, которую родители не готовы сокращать даже в кризисные времена. Рынок детских товаров в 2022–2024 годах показывал среднегодовые темпы роста на уровне 12–13%, что существенно выше динамики розничного оборота. У «Детского мира» есть широкая база лояльных покупателей, которая может стать ядром и для новых направлений», — продолжает эксперт.
«Детский мир» был первой российской компанией, у которой в 2020 году 100% акций находились в свободном обращении. Первичное размещение «Детского мира» на Московской бирже прошло в феврале 2017 года. Объем средств, привлеченных в рамках сделки, в том числе и от иностранных фондов, составил ₽21,1 млрд.
В ноябре 2022 года было объявлено о планах сделать компанию «Детский мир» частной. В конце декабря 2022 года акционеры ретейлера одобрили реорганизацию компании в частную и дочерние общества компании запустили программы выкупа ее акций по цене ₽71,5 за одну акцию.
В мае 2023 года стало известно, что основатель сети «Кораблик» Алексей Зуев вместе с консорциумом инвесторов приобрел 29,9% акций ГК. В сентябре 2023 года компания объявила о завершении трансформации «Детского мира» в частный бизнес. Обратный выкуп акций компании был завершен в декабре 2023 года. В феврале 2024 года акционеры ПАО «Детский мир» на внеочередном собрании одобрили ликвидацию публичной компании.
Повысить эффективность бизнеса при росте оборота может синергия в IT и логистике, а федеральное присутствие с развитым онлайн-каналом дает возможность конкурировать с онлайн-игроками, полагает Суверов. С учетом планов по развитию новых вертикалей, а также в случае прихода новых партнеров компания получит не только инвестиции , но и дополнительную экспертизу в стратегии и корпоративном управлении.
Источник, близкий к совету директоров ретейлера, подтвердил «РБК Инвестициям» запрос от потенциальных инвесторов о возможности участия в капитале группы. Речь идет не только о базовом бизнесе компании, но и о новых вертикалях: мультикатегорийном дискаунтере «Еще» и сети магазинов для животных «Зоозавр».
«В комплексе это создает понятный для инвесторов актив с потенциалом роста и эффективной бизнес-моделью. Компания использует собственные средства и заимствования для развития бизнеса, а также готова рассматривать предложения о вхождении в капитал «Детского мира» для получения дополнительных инвестиций, запрос это подтверждает. Говорить сейчас о конкретных сделках преждевременно, но диалог не исключен при взаимном бизнес-интересе», — уточнил источник в беседе с РБК. Информацию также подтвердил источник, близкий к организации потенциальной сделки.
Суверов отмечает, что внимание инвесторов к бизнесу — это хороший знак, указывающий на то, что «Детский мир» даже в непубличном статусе остается привлекательным активом и представители инвестсообщества видят потенциал в финансовой модели компании, команде менеджмента и рынке, на котором этот бизнес работает. «Этот факт, — уверен Суверов, — инвесторы тоже держат в голове. Поэтому основной бизнес вкупе с новыми направлениями представляется инвестору понятным активом с потенциалом роста». Он также добавляет, что внимание инвесторов подтверждает устойчивость бизнес-модели компании в новых условиях.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что привлечение нового инвестора «дает импульс для прироста стоимости компании, поскольку деньги нового инвестора, как правило, инвестируются в новые перспективные бизнес-направления», — говорит эксперт. Кроме того, у «Детского мира» сильная команда менеджмента, у которой есть необходимые компетенции в специализированном ретейле и большой опыт масштабирования бизнеса.
Артем Михайлин отмечает, что влияние новых инвестиций на устойчивость компании зависит от их условий: «Если компания привлекает средства для развития за счет выпуска новых акций или паев, то заметного влияния на ее устойчивость не будет. Привлечение инвесторов в капитал позволяет определить рыночную стоимость компании и в дальнейшем позитивно сказывается на бизнесе, поскольку цель инвесторов — со временем увеличить эту стоимость».
Ключевой риск для «Детского мира» в новых проектах — это вероятность не закрепиться на новом рынке или не суметь занять заметную долю, уточняет Михайлин. «В таком случае компания сможет вернуть лишь часть вложений, продав сегмент другому игроку. При этом основной бизнес — рынок детских товаров — остается устойчивым и приносит компании стабильный доход», — считает аналитик.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.


