Давление конгресса: как в США отреагировали на «кремлевский доклад»
Доклад в последний срок
Правительство США во вторник, 30 января, на исходе отведенного срока передало в конгресс доклад со списками «высокопоставленных политических фигур» и «олигархов» России, а также российских «квазигосударственных компаний». Отчет, который в СМИ назвали «кремлевским докладом», был подготовлен американским Минфином после консультаций с Госдепартаментом США и национальной разведкой.
Часть доклада была опубликована, однако у него есть и засекреченные главы. Обнародованная Минфином часть документа (.pdf) содержит имена чиновников администрации президента России, министров российского правительства, руководителей 19 госкорпораций и 96 долларовых миллиардеров, чье состояние оценено на основе прошлогоднего списка Forbes — всего 210 человек. Минфин засекретил список «квазигосударственных компаний», оценку их влияния на экономику России, источники дохода указанных в докладе физических лиц и их имущество, наконец, оценку эффекта от возможного введения санкций против указанных людей и компаний на экономику России и США.
Необходимость составить такой документ была прописана в законе о противодействии противникам США путем санкций (CAATSA), который президент США Дональд Трамп подписал 2 августа 2017 года. В числе противников — Россия, КНДР и Иран. По закону конгресс должен был получить от правительства доклад в течение 180 дней. Минфин США успел точно в срок, направив документ незадолго до полуночи 29 января по местному времени (утром 30 января мск).
Сдерживающий эффект
В докладе неоднократно указывается, что сам документ не предусматривает каких-либо ограничительных мер и никоим образом не должен рассматриваться как даже намек на введение новых санкций. «Также включение человека в публичную часть доклада не говорит о том, что у правительства США есть доказательства его причастности к зловредным действиям», — говорится в тексте.
«Вы не видели засекреченную часть доклада. Санкции будут, и они станут результатом этого доклада», — заявил журналистам на встрече 30 января министр финансов США Стивен Мнучин (его слова передал корреспондент CNBC).
Закон CAATSA также предписывает администрации президента США Дональда Трампа начиная с 29 января ввести пять и более типов санкций против тех, кто осознанно совершает «сделки на значительные суммы» с российским оборонным и разведывательным секторами. Порог таких «значительных сумм» ни в законе, ни в последующих документах и заявлениях Вашингтона не прописан.
Однако вечером в понедельник пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Нойерт отметила, что Вашингтон пока не будет вводить новых санкций в отношении российского ВПК, поскольку сам факт принятия CAATSA вынудил иностранных игроков отказаться от сделок по покупке вооружения у России на несколько миллиардов долларов. «С этой точки зрения, если закон выполняется, новые санкции против отдельных лиц и компаний не нужны, ведь само законодательство работает как сдерживающий фактор», — заявила Нойерт.
Заявление Госдепартамента о ненадобности санкций в отношении ВПК отражает позицию самого ведомства и его руководителя Рекса Тиллерсона, который не намерен дополнительно ухудшать отношения с Москвой, рассказал РБК руководитель программы Московского центра Карнеги Андрей Колесников. «Это внутренние противоречия между «голубями» и «ястребами». Последние хотят довести до логического завершения санкционные процессы по принципу «чем жестче, тем лучше». Госдепартамент, напротив, не видит смысла в усугублении картины лишними штрихами, пытаясь хоть что-то сделать на дипломатическом фронте», — уверен эксперт.
Администрация Трампа на этапе подготовки закона критиковала его и пыталась затормозить, однако он получил широкую поддержку Республиканской и Демократической партий, после чего президент Трамп был вынужден его поддержать. Подписывая закон, президент США сопроводил его заявлением, где раскритиковал итоговый вариант CAATSA, назвав его «в значительной степени ущербным».
«Ястребы» недовольны
Форма и содержание «кремлевского доклада» изумили американских политологов и СМИ.
Отказ от немедленного объявления санкций в отношении фигурантов списка вызвал возмущение члена комитета палаты представителей по иностранным делам от Демократической партии Элиота Энгеля. «О каком сдерживающем факторе можно говорить <...> Я уже сыт по горло ожиданием того, когда администрация начнет защищать нашу страну и наши выборы», — цитирует Reuters заявление Энгеля. Одной из причин подготовки закона стала полученная американскими спецслужбами информация о «вмешательстве» российского правительства в президентские выборы в США. Россия эти обвинения отрицает.
Профессор Стэнфордского университета и бывший посол США в России Майкл Макфол написал в своем Twitter, что «не может понять логику этого списка». Он также добавил, что среди 96 миллиардеров в списке «часть извлекают выгоду из своих связей с Кремлем и поддерживают президента Владимира Путина, другая часть — отнюдь нет».
Содержание списка не только лишено всякого смысла, но и противоречит самому закону CAATSA, сказал РБК ведущий эксперт Атлантического совета (Atlantic Council) Андерс Ослунд. «Складывается впечатление, что правительство намеренно проигнорировало установленные законом критерии. Доклад никоим образом не оценивает поведение фигурантов, только их должность во власти и состояние», — заявил Ослунд.
Еще в ноябре эксперты Atlantic Council, включая Ослунда, подготовили статью с предложениями властям США по составлению такого списка. Они предлагали сделать список компактным и включить в него узкий круг россиян, которые делают состояние на коррупционных сделках при участии Кремля, пояснил РБК Ослунд.
В статье авторы уверяли: доклад должен вынудить российскую элиту дистанцироваться от Кремля и одновременно показать, что администрация Трампа, несмотря на скандалы, способна противостоять Москве. «В итоге правительство поступило противоположным образом, просто представив список руководства президентской администрации, правительства и миллиардеров, согласно оценке Forbes», — отметил Ослунд, добавив, что Вашингтон тем самым скомпрометировал санкции США против России, словно «президент Трамп получает указания от Путина».
В разговоре с The New York Times ведущий эксперт Центра новой американской безопасности (CNAS) и бывший советник по санкциям в администрации Барака Обамы Питер Харрелл подчеркнул, что, если бы Белый дом действительно хотел продемонстрировать сдерживающий эффект санкций, Вашингтон «сделал бы более сильное заявление и наложил бы ограничения на нескольких козлов отпущения».
На «кремлевский доклад» сразу после его публикации негативно отреагировали и ведущие американские СМИ. То, что администрация Трампа подошла к составлению доклада формально и вряд ли будет вводить санкции, говорится в публикациях журнала Time, материалах CNN и The New York Times, обычно жестко критикующих президента за недостаточное противодействие России.
«Ружье» администрации
Комментируя во вторник публикацию «кремлевского доклада», президент Владимир Путин заявил, что авторы документа наносят удар по самому Трампу. «Те, кто делает это, занимаются в основном своей внутренней политикой. Они атакуют избранного президента», — добавил Путин (цитата по «РИА Новости»).
«Нельзя исключать, что когда-то в отношении кого-то закон сработает — американцы повесили на стену несколько ружей, которые могут выстрелить в случае, допустим, вопиющего нарушения закона. Дальнейшие действия администрации будут зависеть от давления конгрессменов», — говорит Колесников.
Если бы все зависело от администрации Трампа, радикальные шаги после публикации «кремлевского доклада», то есть введение санкций, не должны были бы последовать, сказал РБК научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов. Последуют ли они, будет зависеть от давления со стороны конгресса, согласен он.
Сенатор Бен Кардин, который руководит группой демократов в комитете сената по иностранным делам и является одним из самых яростных критиков политики президента Путина, пока не стал требовать немедленного применения санкций в отношении фигурантов списка. «США должны быть готовы ввести санкции, если закон будет нарушаться», — сказал он (цитата по The New York Times).
Пока публикация доклада не вызвала большого шума в США, администрация, составив список, сделала минимально необходимый шаг для исполнения закона. Чтобы санкции в итоге были применены, понадобится существенный повод, сказал РБК глава агентства «Внешняя политика» и программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов. Таким шагом может стать, например, предъявление комиссией, расследующей «вмешательство» России в выборы в США, новых данных, говорит эксперт.
Тройной подход
Помимо России CAATSA распространяется на Северную Корею и Иран. Однако в их случае закон не предусматривает формирования списка из политической и деловой элиты, в отношении которых могут быть введены санкции.
Относительно Ирана администрация США должна предоставить конгрессу отчеты о находящихся в заключении гражданах США, о развитии стратегии сдерживания Ирана, о единообразии санкций США с санкциями ЕС. Кроме того, за американским президентом сохраняется право вводить санкции против иранских силовиков.
В отношении КНДР конгресс требует отчетов, как третьи стороны соблюдают торговое и оружейное эмбарго против страны и выполняют ограничительные резолюции Совбеза ООН. В другом докладе правительство США должно сообщить конгрессу детали военно-технического сотрудничества КНДР с Ираном.