Парламент предложит Кремлю расширить полномочия регионов
Больше власти регионам
Региональным органам власти нужно передать часть федеральных полномочий и упразднить органы, дублирующие региональные на федеральном уровне. Такое предложение содержится в проекте «Отчета о состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики» (есть у РБК). Документ будет обсуждаться на заседании Совета безопасности, которое пройдет до 30 апреля. Сбором материалов для отчета занималась председатель СФ Валентина Матвиенко.
Нужно исключить дублирование «распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий» федеральных, региональных и муниципальных органов, говорится в отчете. «Речь идет, например, о благоустройстве [городов], которое сейчас решается на федеральном уровне, а должно решаться на муниципальном», — пояснил РБК член комитета СФ по федеративному устройству и региональной политике Степан Киричук.
Также, по его словам, речь идет о разделении функций федеральных агентств — Рослесхоза и Роспотребнадзора. «Понятно, что контроль за использованием местных лесных хозяйств или, например, благоустройства рынков лучше осуществлять как минимум при участии региональных органов власти», — рассказал Киричук.
В документе также говорится, что правительству нужно отчитаться о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти на региональный уровень, которая началась в декабре 2016 года. В докладе сообщается, что региональным властям нужно передать часть функций Росимущества, Росздравнадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, Казначейства России, Росприроднадзора, Россельхознадзора и Росрыболовства.
В разработке отчета приняли участие парламентарии, представители Счетной палаты и региональных властей, а также привлеченные эксперты. В рабочую версию документа до заседания в Совбезе включат предложения от регионов, «но они обычно учитываются процентов на 20%», уточнил источник РБК в СФ. После обсуждения в Совбезе переработанную версию документа отправят в правительство и администрацию президента, и он станет основой для новых правовых актов, рассказали РБК в Совете Федерации.
Документ состоит из четырех разделов — оценка качества жизни в регионах, развитие местного самоуправления, повышение финансовой устойчивости субъектов государства и новые факторы экономического регионального развития. «В прошлый раз такой масштабный документ готовили после присоединения Крыма», — уточнил собеседник РБК в СФ.
Не новая тема
Дискуссия о перераспределении полномочий федерального центра и регионов идет уже давно. Полтора года назад президент поручил работу над этой темой комиссии вице-премьера Дмитрия Козака, уточнил в разговоре с РБК коллега Киричука по комитету СФ Сергей Катанандов.
«Сегодня регионы накопили большие долги, в том числе и перед банками, и они не в состоянии обслужить их. Одна из причин долгов — неподтвержденные финансовые полномочия центра, которые за последние пять—семь лет были переданы в регионы», — рассказал сенатор. По словам Катанандова, в документ могут включить и предложения по передаче полномочий регионов федеральным округам. «Особенно если регионы не в состоянии сами решить свои финансовые проблемы», — добавил он.
«Недопустимо наделение органов власти дополнительными полномочиями без определения источников их финансирования», — говорится в документе. По словам политолога Андрея Колядина, этот вопрос обсуждается регулярно, но общего решения этой проблемы пока нет. «Передача полномочий сама по себе без финансов — это совершенно бессмысленная вещь, — сообщил он РБК. — Помните историю про рынду, которую [президент Владимир] Путин в 2010 году послал в регион, где на нее не было денег? Значит, средств на пожарные полномочия Тверской области не выделили».
По мнению политолога, передача полномочий от центра регионам неизбежно приведет к увеличению различий по социальным и экономическим показателям. «Чтобы сделать это правильно, нужны суперэффективные главы регионов, но где их взять? Без них эта частичная передача полномочий превратится в кашу, а регионы расслоятся по благополучию», — заявил он.
Единый рейтинг губернаторов
Авторы отчета предложили пересмотреть оценку эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти «с учетом существующих экономических реалий». Работу глав регионов предлагается оценивать, учитывая и экономические, и социальные результаты развития региона.
Существующая схема оценки губернаторов «непрозрачна, порой недоступна и непонятна для граждан», сообщается в документе. Чтобы решить эту проблему, нужно определить конкретные показатели социально-экономического развития субъектов Федерации. Для губернаторов, не обеспечивших такие показатели, авторы отчета предложили ввести меры ответственности.
Результаты оценки того, насколько эффективно работают региональные органы исполнительной власти, можно размещать на официальном сайте Минэкономразвития России и в государственной автоматизированной системе «Управление», сообщается в документе.
Чтобы составить единый рейтинг глав регионов, нужно хотя бы определить «механизм уравнивания регионов с разным потенциалом — ЯНАО и Тывы, например», — отметил в комментарии РБК соавтор рейтинга выживаемости губернаторов Михаил Виноградов. По его словам, затраты на такой продукт могут оказаться очень значительными, и есть риск, что его подготовка займет длительное время, «а через полгода такой рейтинг уже мало что покажет». По мнению политолога, чтобы такая работа была оправданной, при подготовке рейтинга нужно четко определить его цели.
По мнению политолога Глеба Кузнецова, создание такого рейтинга «очень трудновыполнимо». «Сложно себе представить, по какому признаку можно было бы сравнить губернатора Еврейской автономной области и мэра Москвы, — сообщил он РБК. — Но если вдруг такой рейтинг с большим количеством параметров, который на деле позволит их сравнить, будет создан, это будет очень большая помощь всем».
Стандарт благополучия
Необходимо сокращать разницу в уровне жизни в разных регионах, сообщается в отчете. Для этого его авторы предлагают ввести «стандарт благополучия» — общий критерий оценки качества жизни. Его критериями должны стать прожиточный минимум в каждом из регионов, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), минимальная пенсия, а также федеральные стандарты услуг, в том числе медицинских, и образовательных, и жилищных.
Идея оценки уровня жизни не новая, но она «еще никогда так выпукло», как в этом отчете, не формулировалась, рассказал РБК руководитель центра федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентей. «Когда речь идет не о нашем уровне жизни вообще, а о стандарте для каждого региона, это, безусловно, революционно», — заявил он.
«Стандарт благополучия» предлагают оценивать в цифрах. «Наша цель — добиться похожих оценок качества жизни во всех регионах, — отметил Киричук. — Конечно, с учетом, скажем, климатических и профессиональных условий: понятно, что одна и та же работа в разном климате оплачивается по-разному и уровни профессионализма влияют на пенсию и зарплату».
Одновременно отмечается, что доля социальных расходов региональных бюджетов выросла с 39% в 2000 году до 61,2% в 2016 году. Чтобы решить эту проблему и достичь «стандарта благополучия», авторы документа предлагают ряд мер, в частности предусмотреть увеличение бюджетных кредитов для регионов в 2019 и 2020 годах, уменьшить ставки по кредитам по регионам и обеспечить финансирование региональных проектов и программ от банков и компаний.
Программа передачи полномочий
В 2015 году десять регионов, в том числе Тульская, Тамбовская области, Москва и Татарстан, приняли участие в пилотном проекте по передаче полномочий из федерального центра. После этого занимавший тогда пост губернатора Тульской области Владимир Груздев заявил, что в регионе не хватает денег для осуществления всех полномочий.
Процесс передачи полномочий от федерального центра в регионы во время своего второго президентского срока, в 2005 году, начал Владимир Путин.
По словам Валентея, сейчас у регионов есть 108 полномочий по 184-ФЗ, еще 59 были приняты не по этому закону, 20 полномочий были переданы регионам по указам президента,162 — по постановлениям правительства и еще 118 — в связи с передачей полномочий органами местного самоуправления (всего 467). «Но во время правительственного часа 15 июня 2016 года Дмитрий Козак заявил, что у наших регионов 620 полномочий. Это значит, что мы точно не знаем, сколько полномочий передано регионам», — отметил он.