В бюджетах регионов образовалась дыра из-за новых полномочий
Денег меньше
В конце января губернатор Тульской области Владимир Груздев на совещании в Кремле у помощника президента Игоря Левитина сообщил об обострившейся в связи с кризисом проблеме: на финансирование полномочий, переданных региону из центра, нужно больше денег, чем есть у него в распоряжении (тезисы выступления Груздева есть у РБК, их подлинность подтвердил представитель губернатора, факт совещания подтвердили несколько его участников). Груздев, как следует из текста доклада, сообщил, что в 2012 году на уровень региона были переданы полномочия по содержанию органов внутренних дел с одновременным перераспределением доходных источников – акцизов на алкоголь. Также региону передали полномочия по содержанию учреждений среднего профессионального образования.
В результате, по оценке губернатора, потери областного бюджета составили около 500 млн руб. в год, а Минфин выделил в 2012 году дотацию на их компенсацию всего в 352 млн руб., в 2013 году – 236 млн, в 2014 году – 117 млн, на 2015 год дотация вообще не предусмотрена. «Как показывает практика исполнения бюджета Тульской области, в отдельных случаях финансирование переданных полномочий обеспечивается только в первый год их реализации. Затем оно сходит на нет – это подтверждает распределение дотаций Минфином», – сообщил Груздев.
Груздев – один из 10 губернаторов, участвующих в пилотном проекте по передаче регионам целого ряда полномочий федеральных органов власти. Им будет передан полный набор контрольно-надзорных полномочий в сфере трудовых отношений, общественного транспорта, государственного земельного надзора, а также отдельные виды полномочий в сфере защиты прав потребителей, природоохранного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического надзора, а также надзора за сохранностью автомобильных дорог федерального значения, рассказал РБК представитель Минэкономразвития.
В Тульской области опасаются, что субвенции регионам на финансирование переданных полномочий будут сокращены еще больше из-за того, что федеральное правительство намерено сократить бюджетные расходы на 10%. «Это неизбежно приведет к увеличению финансовой нагрузки на региональные бюджеты», – предупреждает он.
В качестве примера он ссылается на письмо главы ЦИК Владимира Чурова от 30 декабря главам регионов (есть у РБК, подлинность ранее подтвердил один из членов ЦИК, а также председатель Избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов). Финансирование избиркомов ведется за счет федерального и регионального бюджетов. Федеральные расходы, в том числе на оплату труда членов комиссии, были сокращены на 10%, пишет Чуров. Он просит обеспечить выплату зарплат членам комиссии и сотрудникам их аппаратов за счет региональных средств. Также в конце декабря в регионы поступили факсограммы Рослесхоза и Росводресурсов (также есть у РБК, представитель Груздева подтвердил их получение). Ведомства уведомляют о сокращении на 10% федеральных субвенций на переданные в регионы полномочия в сфере лесных и водных отношений.
Помимо Тульской области в пилотный проект вошли Москва, Кабардино-Балкария, Республика Саха (Якутия), Татарстан, Астраханская, Калужская, Тамбовская, Томская и Ульяновская области. Наличие проблемы подтвердили несколько губернаторов из списка. Передача полномочий от одного уровня власти другому «происходит практически ежегодно вот уже десять лет, однако финансово этот процесс не всегда обеспечен в полном объеме», говорится в ответе на запрос РБК Минфина Ульяновской области. Например, в январе 2013 года были внесены изменения в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», снимающие возрастные ограничения для обеспечения жильем детей-сирот. Чтобы исполнить новые требования, в 2014 году областному бюджету потребовалось 800 млн руб., но из федерального бюджета поступило только 19,7 млн.
С 2014 года область является получателем единой субвенции из федбюджета. В законе о федеральном бюджете на 2015 год она определена в 81,1 млн руб., что меньше, чем в прошлом году, на 7,6 млн руб. В итоге недостаток средств по управлению ЗАГС области составляет 4,5 млн руб., а по Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов – 2,8 млн руб.
Калужская область сталкивается с проблемой неполного финансового обеспечения переданных полномочий, «как и все», сказал РБК губернатор области Анатолий Артамонов. «Повод для дискуссии есть, – подтверждает губернатор еще одного региона. – Но у нас претензии не критические».
Полномочия растут
Процесс передачи полномочий регионам запустил президент Владимир Путин в 2005 году. Сейчас у регионов более 100 собственных полномочий, кроме того, есть делегированные, добровольные, добровольно-обязательные полномочия, перечисляет научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Валентей. «Большая часть этих полномочий финансово не обеспечена. Хотя с нефинансируемыми мандатами многие годы борются, они оказываются живее всех живых. Результат – рост задолженности субъектов, главным образом вызванный тем, что исполнительную власть регионов обязали повысить зарплату бюджетникам до среднего по каждому конкретному субъекту уровня», – говорит он.
Регионов с бюджетным дефицитом в 2013 году было 76, в 2014-м, по прогнозу, будет 71, оценивает замдиректора направления госфинансов S&P Карен Вартапетов. По его словам, в 2015 году ситуация может вновь ухудшиться и регионов с дефицитом бюджета будет 78. Если в 2013 году сумма консолидированного долга регионов составляла 1,7 трлн руб., то в 2014 году она превысила 2 трлн руб., сообщал 28 января глава Минфина Антон Силуанов.
«Чтобы понять, справятся ли регионы с переданными им полномочиями, необходима детальная проработка вопроса с изучением пилотного опыта регионов», – сообщил представитель Минэкономразвития. В Минфине не ответили на запрос РБК. Так же поступил представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует в правительстве региональное развитие).
«На федеральном уровне готовятся предложения по сокращению лимитов бюджетных расходов. Не подлежат сокращению первоочередные социальные расходы, в том числе публичные обязательства, выплата заработной платы. Пока трудно сказать, затронет ли сокращение субвенции для реализации передачи приоритетных контрольно-надзорных функций. Но такое опасение, безусловно, есть», – говорится в ответе Минфина Ульяновской области РБК. «Финансовое обеспечение передаваемых функций должно предусматриваться на федеральном уровне в полном объеме на весь период их реализации. При этом необходима ежегодная индексация на инфляционную составляющую», – просит Груздев. «Все зависит от субъекта, как он защищает свои расходы в Минфине и ведомствах», – сказал РБК один из губернаторов регионов – участников пилотного проекта.
Чтобы решить проблему, нужно реформировать систему межбюджетных отношений, считает Валентей. Груздев предлагает упростить схему предоставления бюджетных кредитов на майские указы по упрощенной схеме и увеличить объем бюджетных кредитов (ими они могут заместить более дорогие коммерческие). Для регионов, у которых объем госдолга не превышает 50% от собственных доходов, предлагается предусмотреть в структуре госдолга не менее 50% за счет бюджетных кредитов, значится в его докладе. Груздев обозначил проблему, конкретных предложений еще нет, это дискуссионный вопрос, говорит РБК источник из окружения губернатора. Он уточняет, что они будут готовы к одному из госсоветов в этом году.
Антикризисный план правительства предполагает, что регионы дополнительно получат 160 млрд руб. бюджетных кредитов. С учетом уже заложенных в федеральном бюджете средств в сумме получается более 300 млрд. В прошлом году на бюджетные кредиты было выделено 240 млрд, напоминает Вартапетов: «Но все равно это меньше потребностей: по нашим оценкам, в этом году регионам предстоит погасить рыночных долгов (облигаций и банковских кредитов) на сумму примерно 530 млрд руб.».