В Думе поддержат передачу полномочий Москве по взиманию дорожных штрафов
Комитет Госдумы по законодательству рассмотрит во вторник законопроект правительства о передаче Москве полномочий по взиманию штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные видеокамерами. Комитет инициативу поддержит, подтвердили РБК два его члена.
Председатель профильного комитета Павел Крашенинников сказал РБК, что проект о передаче полномочий в первом чтении может быть принят до Нового года. Он надеется, что его рассмотрение ускорит принятие законопроекта о регистрации соглашений о передаче полномочий.
Документ был внесен правительством в мае 2015 года, инициатором поправок в КОАП стал глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В случае его принятия Москве могут быть переданы полномочия по взиманию штрафов по 38 из 128 составов правонарушений в области дорожного движения. Среди передаваемых есть штрафы за превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на выделенную полосу, непропуск пешеходов и другие.
Профильный комитет затягивал рассмотрение этого законопроекта. Его принятию в Думе VI созыва сопротивлялся первый зампредседателя комитета единоросс Вячеслав Лысаков. По его мнению, передача дополнительных функций Москве может обернуться многочисленными нарушениями закона, как это произошло при передаче столице полномочий по взиманию штрафов за неправильную парковку.
При передаче полномочий по взиманию штрафов Москве есть риски вынесения постановлений о штрафах в 100% случаев, даже если на фото и видео не различить цвет и модель машины, прокомментировал РБК Лысаков. Госавтоинспекция в настоящее время отправляет в корзину все сомнительные фото, которые истолковываются в пользу водителей, аргументировал свое мнение депутат.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в октябре 2015 года попросил премьера Дмитрия Медведева ускорить прохождение проекта в Думе. Он не исключал, что эту норму можно распространить и по стране. Как пояснял РБК федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, московские власти жалуются на неэффективную работу Госавтоинспекции, в результате которой нарушители избегают штрафов.
В конце августа Шувалов вновь напомнил об этом законопроекте. На заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения в московском Центре организации дорожного движения он заявил, что ситуация в столице «будет еще безопаснее», если Дума примет законопроект. По его словам, сложности с принятием документа вызваны подозрениями, что передача полномочий от МВД региону создаст почву для злоупотреблений со стороны местных чиновников. Но при современных цифровых технологиях это невозможно, считает первый вице-премьер.
Председатель комитета Павел Крашенинников задержку рассмотрения проекта объяснял необходимостью прежде принять внесенный им законопроект о регистрации в Минюсте и публикации соглашений о передаче полномочий между федеральными и региональными органами, чтобы этот процесс был публичным. Документ был внесен в конце прошлого года и уже рекомендован комитетом по законодательству к принятию, однако Совет Думы переносил его рассмотрение.
В ноябре спикер Госдумы Вячеслав Володин попросил Крашенинникова ускорить работу над инициативами по ужесточению ответственности за нарушения ПДД. При этом источник РБК в комитете отмечал, что эти резонансные проекты не рассматриваются сейчас из-за предстоящих президентских выборов.
В 2016 году доходы московского бюджета от штрафов за нарушение ПДД составили 11,5 млрд руб. В этом году, по состоянию на 17 ноября, сумма поступлений от водителей-нарушителей выросла и достигла 13 млрд руб.
Сейчас за исполнением законодательства в области ПДД следит отдельная структура ГИБДД, а организация дорожного движения и получения штрафов — прерогатива местных властей, таким образом, соблюдается баланс сдержек и противовесов, пояснил РБК координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. Если же все функции будут сосредоточены в одних руках, появится естественная монополия, которая «сможет изъять из карманов автомобилистов столько денег, сколько захочет», опасается эксперт.
Глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, напротив, считает инициативу правительства разумной. «Есть огромное число правонарушений [на дорогах в Москве], которые не администрируются. Раз МВД не может это делать или не хочет, нет материально-технической базы, нет кадров или политической воли, Москва сама это сделает», — сказал он РБК.