Администрация Трампа встала на защиту России против санкций DASKA
Профильный комитет сената США по международным отношениям 18 декабря одобрил законопроект о существенном ужесточении санкций против России Defending American Security from Kremlin Aggression Act (DASKA). Документ был передан в сенат. Но за день до голосования Госдепартамент США направил председателю сенатского комитета по международным отношениям Джиму Ришу беспрецедентно жесткое письмо с критикой DASKA, узнало издание The Daily Beast. В текущем виде, даже с учетом последних, еще не опубликованных поправок в законопроект, он категорически неприемлем для администрации Трампа, следует из письма, которое изучил РБК.
DASKA переписали перед голосованием
Сейчас для анализа доступна ранняя версия законопроекта DASKA, размещенная на сайте конгресса. Однако, как следует из письма Госдепартамента, 12 декабря соавторы законопроекта сенаторы Линдси Грэм и Роберт Менендес внесли туда несколько ключевых поправок по существу, и именно по документу с этими поправками прошло голосование в комитете. Госдеп отмечает, что делится с сенаторами «предварительными, неформальными взглядами» на исправленный законопроект. Несмотря на поправки, которые делают ввод санкций DASKA более обусловленным поведением России, администрация считает законопроект «ненужным», проблематичным с точки зрения соответствия американской Конституции, чрезмерно обширным, не сфокусированным в плане санкционных мишеней и лишающим администрацию гибкости при введении санкций из-за их обязательного (а не опционального) характера.
Поправки Грэма — Менендеса к DASKA действительно носят принципиальный характер. Санкции в законопроекте делятся на две категории в зависимости от причины введения:
- за вмешательство России в выборы США (против политических фигур, олигархов и госкомпаний; против кибернетического сектора; против российских СПГ-проектов за рубежом; против госдолга России и банков, «поддерживающих вмешательство в демократические процессы» любого иностранного государства);
- за действия России по отношению к Украине (против зарубежных энергетических проектов России; против разработки нефти в России; против российских судостроительных компаний).
Прежняя версия предполагала, что практически все эти санкции вводятся в обязательном порядке, просто по факту подписания данного закона.
Грэм и Менендес пересмотрели сам механизм введения. Теперь подразумевается, что ограничения из первой категории будут вступать в силу, только если госсекретарь США и директор Национальной разведки не смогут подтвердить конгрессу, что Россия не вмешивалась в выборы. Аналогично ограничения из второй категории будут вводиться, только если госсекретарь и директор разведки не смогут заверить конгресс, что Россия прекратила «наступательные военные операции» на Украине.
Но администрация Трампа заявляет, что эти «спусковые механизмы» для введения санкций абсолютно не адекватны. Они сформулированы таким образом, что администрация, действуя добросовестно, никогда не сможет достоверно подтвердить отсутствие какого-либо факта, а значит санкции должны будут вводиться в любом случае. Иными словами, если правительство США не располагает сведениями о вмешательстве России в выборы, это формально не означает, что она действительно не вмешивалась. Или же факты вмешательства могут быть несущественными и не оправдывать введение санкций, но власти все равно будут не вправе заявить, что вмешательства не было, то есть, опять же, ограничения должны быть введены автоматически. «Целью этого видится создание повода для изначального признания России виновной, что портит весь процесс санкционных решений», — пишет Госдеп.
Нежелательные последствия для Европы
Еще одна поправка, не опубликованная официально, подразумевает, что вместо санкций в отношении российских «энергетических проектов за пределами России» будут вводиться ограничения в отношении «проектов по разведке и добыче нефти и газа за пределами России, в которых она владеет от 33% доли или большинством голосующих прав». Санкции будут вводиться против лиц и компаний любой национальности, инвестирующих в такие проекты. Но администрация Трампа считает, что формулировки должны быть сужены до только «иностранных лиц и компаний», чтобы исключить возможные санкции против американских энергетических компаний. Кроме того, нужно разрешить президенту США налагать такие санкции, но не обязывать делать это.
DASKA предполагает также ограничения против лиц и компаний, инвестирующих в проекты по разработке нефтяных ресурсов на территории России. «Это означает, что санкции будут применяться в том числе к российским компаниям, осуществляющим такие инвестиции. Поэтому если «Роснефть» или любая другая российская нефтяная компания начнет новый проект по освоению нефти в России, она тоже должна быть подвергнута санкциям», — пишет Госдеп.
В целом «во многих случаях этот законопроект нанесет ущерб глобальным рынкам, американской, европейской и другим ключевым экономикам без достаточных выгод, чтобы оправдать такие побочные эффекты», утверждает администрация. Санкции в отношении российских энергетических проектов без должной гибкости и калибровки «угрожают последствиями для Европы, которые ставят под сомнение трансатлантическое единство санкционной политики».
Так, например, возможные санкции против российского судостроительного сектора могут нанести урон европейским экономикам. «Дания и Норвегия имеют существенные связи с российским судостроением» и есть риск, что санкции против «частной российской компании, обладающей ограниченными связями с Кремлем», затронут рабочие места и экономики этих европейских стран, отмечается в письме.
Секретные вопросы к докладу о Путине
Госдепартамент подтверждает, что администрация Трампа в настоящее время не поддерживает ограничений против нового российского госдолга. «Расширение санкций на российский суверенный долг может повредить конкурентоспособности крупных компаний США, управляющих активами, и маркетмейкеров, поскольку российский долг составляет значительную долю в индексах ведущих развивающихся рынков», — говорится в письме.
У DASKA в нынешнем виде есть противоречия с Конституцией США. Так, администрация указывает на текущие формулировки «политики в отношении Крыма», согласно которым США «никогда не признают незаконную попытку аннексии Крыма Российской Федерацией» по аналогии с «непризнанием советской аннексии государств Балтии». Администрация Трампа занимает чуть более гибкую позицию, отмечая, что в законе будет лучше сослаться на Крымскую декларацию Госдепартамента от июля 2018 года. Несмотря на то что она тоже говорит о безусловном непризнании Крыма в составе России, администрация подчеркивает, что «конституционные полномочия президента США дают ему эксклюзивную ответственность по признанию легитимности и территориальных границ иностранных суверенных государств».
Статью о необходимости для госсекретаря определить, соответствует ли Россия критериям для признания государством — спонсором терроризма, нужно исключить из законопроекта, считает Госдеп. «Если Госдепартамент в конечном счете признает, что Россия не оказывала систематическую поддержку международному терроризму, отчет с таким выводом может невольно послужить интересам российской пропаганды», — аргументирует ведомство.
Есть вопросы у Госдепартамента и к пункту законопроекта DASKA о необходимости для Национальной разведки составить отчет о личном богатстве и активах президента России Владимира Путина. «Есть беспокойства по поводу статьи 711 законопроекта [об активах Путина], которые могут быть направлены в секретной форме», — отмечается в письме.
В результате администрация заключает, что DASKA нуждается в серьезных изменениях, чтобы президент США мог его подписать в случае одобрения сенатом и палатой представителей.
К настоящему времени, несмотря на одобрение профильным комитетом, сроки рассмотрения DASKA в американском сенате не определены.